25 апреля 2022, 11:26,
обновлено 25 апреля 2022, 12:28

В Госдуме инициируют подготовку новых редакций Налогового и Бюджетного кодексов

Глава комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров отметил, что "технологические возможности, которые появились сегодня и у налогоплательщиков, и у государства, и у налоговой службы, нельзя сравнить с теми, которые были, когда эти документы писались"

МОСКВА, 25 апреля. /ТАСС/. Госдума намерена совместно с бизнесом и экспертами начать работу по подготовке новых редакций Налогового и Бюджетного кодексов РФ, как только правительство внесет в нижнюю палату проект основных направлений налоговой, бюджетной и таможенно-тарифной политики. Об этом сообщил в понедельник журналистам глава комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров.

"Рассмотрение сегодняшнего законопроекта дает старт той работе, которую мы намеревались начать уже в этом году. Это работа по подготовке новой редакции Налогового кодекса, новой редакции Бюджетного кодекса. Технологические возможности, которые появились сегодня и у налогоплательщиков, и у государства, и у налоговой службы, нельзя сравнить с теми, которые были, когда эти документы писались - в конце прошлого века или в начале этого, то есть более 20 лет тому назад. И сегодня мы договорились, что как только правительство в соответствии с Бюджетным кодексом внесет в Государственную думу проект основных направлений налоговой, бюджетной и таможенно-тарифной политики, мы встретимся уже за очень широким экспертным столом <…> и начнем эту работу", - сказал он по итогам заседания экспертного совета комитета Госдумы по бюджету и налогам, который был посвящен обсуждению законопроекта о создании института единого налогового счета.

По словам Макарова, работу над Налоговым кодексом необходимо строить "исходя из тех принципов, которые в него были заложены". "Это в первую очередь принцип презумпции невиновности налогоплательщика - бремя доказывания вины налогоплательщика должно лежать на налоговом органе, а не налогоплательщике. Важнейшим положением закона должна стать безусловная определенность и предсказуемость налогового законодательства. Надо исключить практику принятия налогового закона в конце года, когда они вступают в силу с 1 января следующего года", - уточнил глава комитета.

Он отметил, что в Налоговом кодексе сегодня прописаны нормы, по которым основные элементы налогообложения могут быть установлены только на уровне законодательства. "Но мы видим ситуацию, когда не только постановлением правительства, а ведомственными нормативными актами, правилами бухгалтерского учета практически меняется налоговая база. И это происходит не в рамках парламентского обсуждения, а в рамках каких-то внутриведомственных междусобойчиков. Вот эта практика должна быть полностью исключена именно на уровне законодательного регулирования", - добавил Макаров.

Глава комитета также подчеркнул, что одновременно "очевидна необходимость изменения бюджетного законодательства, Бюджетного кодекса". По его мнению, его "надо писать не для департаментов Минфина - он должен быть написан для всех получателей бюджетных средств - для того же бизнеса, для регионов". "Он должен стать на самом деле документом, который будет способствовать экономическому развитию страны", - заключил Макаров.