Госдума ограничивает 20% долю иностранных акционеров в уставном капитале российских СМИ
Соответствующий законопроект прошел первое чтение
МОСКВА, 23 сентября. /ИТАР-ТАСС/. Госдума приняла во вторник в первом чтении резонансный законопроект, который ограничивает 20% долю иностранных акционеров в уставном капитале российских средств массовой информации, а также запрещает иностранцам выступать учредителями СМИ в РФ. Авторами инициативы выступили депутаты Госдумы Вадим Деньгин (ЛДПР), Владимир Парахин ("Справедливая Россия") и Денис Вороненков (КПРФ).
Законопроектом предлагается новая редакция ст. 19-1 закона о СМИ, описывающей ограничения, связанные с учреждением СМИ и организаций, осуществляющих вещание.
Согласно ей "иностранное государство, международная организация, а также находящаяся под их контролем организация, иностранное юрлицо, российское юрлицо с иностранным участием, иностранный гражданин, лицо без гражданства, гражданин РФ, имеющий гражданство другой страны, совокупно и каждый в отдельности, не вправе выступать учредителем (участником) периодического печатного издания, сетевого издания, телеканала, радиоканала, теле-, радио-, видеопрограммы, а также являться редакцией таких СМИ".
Кроме того, фигуранты указанного перечня, "совокупно и каждый в отдельности, не будут вправе владеть, управлять или контролировать прямо или косвенно… более 20% акций в уставном капитале лица, являющегося участником (членом, акционером) учредителя" СМИ.
Законопроект запрещает всем перечисленным лицам любые иные формы контроля над учредителем СМИ, равно как и над лицами, которые являются участниками (членами, акционерами) учредителя, в результате которых указанные лица приобретают возможность прямо или косвенно владеть, управлять, контролировать учредителя или редакцию, а также организацию, осуществляющую вещание, а также фактически определять решения, принимаемые данными лицами.
Принадлежащие иностранцам голоса не будут учитываться при определении кворума общего собрания участников акционеров и при подсчете голосов, а любые сделки, которые приведут к нарушению требований будущего закона, ничтожны, сказано в проекте.
Предполагается, что закон в случае принятия вступит в силу с 1 января 2016 года. Учредительные документы СМИ должны быть приведены в соответствие новым нормам в срок до 1 февраля 2016 года. Сведения о соблюдении указанных требований будет необходимо передать в Роскомнадзор не позднее 15 февраля 2016 года.
Информационный суверенитет
"Предлагаемый законопроект определяет структуру владения СМИ, он направлен в первую очередь на обеспечение информационного суверенитета России и уменьшение влияния извне на происходящие в стране события, что, без сомнений, актуально в сегодняшних международных реалиях и в условиях развернутой против нашей страны информационной войны", - заявил ранее вице-спикер Сергей Железняк ("Единая Россия").
Со своей стороны первый зампред профильного комитета Леонид Левин высказал точку зрения, что Россия "слишком поздно" приходит к данным нормам. "Все основные страны уже живут по такому законодательству, и для них это является нормальным. А когда вдруг Россия об этом подумала, то вот опять - "зажим свободной прессы", - констатировал парламентарий, отвечая на вопрос ИТАР-ТАСС.
Он предложил изучить соответствующую статистику, например, в странах ЕС - "никто контрольный пакет не отдает". Депутат также пояснил, что поправки не запрещают получать дивиденды от медиакомпаний и касаются именно управления ими.
Между тем депутат-единоросс Евгений Федоров, известный в том числе как автор резонансного законопроекта о СМИ - иностранных агентах, предлагает дополнить данную инициативу запретом на иностранное финансирование.
Речь идет о "договорных отношениях СМИ с иностранным инвестором или заказчиком по проведению определенной политики", пояснил он ИТАР-ТАСС.
"Теоретически отечественное СМИ может заключить договор с иностранным инвестором или финансистом о проведении определенной политики", - отметил единоросс. Он заверил, что планирует на законодательном уровне "закрывать все дырки с точки зрения возможного манипулирования российскими СМИ со стороны США и их союзников".
Реакция участников медиарынка
Из-за законопроекта потеряют работу несколько тысяч человек в России, считает глава медиахолдинга Sanoma Independent Media (входит в финский медиахолдинг Sanoma, в России владеет долями в газете "Ведомости" и журналах Cosmopolitan, Harper`s Bazaar, Esquire и др.) Жан Эммануэль де Витт.
"Несколько тысяч людей потеряют работу в сфере СМИ и дистрибуции. Кроме того, часть брендов могут уйти из России, так как в международных изданиях политику обычно определяет владелец бренда. Они вряд ли позволят определять все редакции, так как это может негативно отразиться на бренде. В целом я не понимаю смысла этого законопроекта, так как он ударит главным образом по глянцевым журналам (ИД "Бурда", Bauer Media, Conde Nast и др.), которые не пишут о политике", - сказал ИТАР-ТАСС де Витт.
Глава Axel Springer Russia Регина фон Флемминг отказалась от комментариев, в немецком офисе компании также не стали комментировать ситуацию.
Глава шведского холдинга MTG в России (владеет акциями "Радуги ТВ" и "СТС Медиа") Ирина Гофман не ответила на звонок корреспондента ИТАР-ТАСС.
Законопроект об ограничении участия иностранных инвесторов в капитале российских СМИ в случае принятия будет иметь последствия для акционеров "СТС Медиа", заявила ИТАР-ТАСС генеральный директор медиакомпании Юлиана Слащева.
"Этот закон, если будет принят в текущей редакции, будет иметь юридические последствия для нас и наших акционеров. Для нас самая главная задача в этом случае будет максимально соблюсти интересы всех акционеров", - подчеркнула топ-менеджер.
Виктор Шкулев, президент и совладелец Hearst Shkulev Media (50% ее акций владеет американская группа Hearst, в России издает журналы Elle, Maxim и др.) не смог прокомментировать законопроект на момент написания статьи.
Законопроект усугубит кризис на медиарынке в период перехода бумажных газет в цифровой формат, сообщили ИТАР-ТАСС во Всемирной газетной и новостной ассоциации (World Association of Newspapers and News Publishers, WAN-IFRA). "Сейчас конъюнктура рынка не позволяет ограничивать инвестиции в медиасектор - медиа по всему миру переживают кризис устоявшихся моделей бизнеса", - заявили в WAN-IFRA, напомнив о продолжающемся переходе бумажных газет в цифровой формат.
Президент Гильдии издателей периодической печати (ГИПП) Сергей Моисеев согласен с коллегой. "Если посмотреть спектр печатных средств массовой информации, которые при участии иностранного капитала и владельцы иностранцы, то в большинстве это глянец. Общественно-политических там практически нет - если не брать "Ведомости" и Metro. Все остальное - это глянец, который является рекламообразующим рынком, - заявил ИТАР-ТАСС Моисеев. - Сейчас экономическая ситуация в печатных СМИ катастрофическая, вне зависимости от гражданства владельцев".