24 сентября 2014, 13:25

Совет потребителей РЖД считает предельно допустимым уровень индексации тарифа на 7,2%

Ранее СМИ сообщили, что правительство согласилось проиндексировать тарифы РЖД на 10%

МОСКВА, 24 сентября. /ИТАР-ТАСС/. Совет потребителей по вопросам деятельности ОАО "Российские железные дороги" (РЖД), сформированный из участников рынка перевозок, операторов подвижного состава и грузоотправителей, считает оптимальной индексацию тарифов на грузовые железнодорожные перевозки в 2015 году на уровне инфляции, а не на 10%, как этого просит РЖД. Об этом говорится в официальном пресс-релизе совета.

Как говорится в сообщении, члены совета провели оценку модели двух вариантов индексации тарифов - на уровень инфляции и на 10%. "Эксперты решили, что на 2015 год предельно допустимый уровень индексации тарифа - 7,2%", - говорится в сообщении.

Нерентабельный экспорт

"Точка зрения относительно индексации тарифов на грузоперевозки подкреплена расчетами", в этом убежден министр по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов, слова которого приводятся в сообщении совета потребителей.

"Наиболее массовый груз в сети РЖД - уголь. По расчетам экспертов, повышение тарифа на 10% увеличит транспортные затраты в этой продукции на 5%, сделает поставки на экспорт нерентабельными, приведет к сокращению отгрузки угля за рубеж. Для РЖД это также грозит снижением доходов: если угольщики не поставят на экспорт 30-36 млн тонн, РЖД может потерять 29-35 млрд рублей. Заключение - пока оставить более низкий тариф, а затем решать, исходя из практики ближайших месяцев", - пояснил Абызов рекомендацию совета потребителей РЖД.

Кроме того, по мнению экспертов совета потребителей, "опережающий рост тарифов на железнодорожном транспорте стимулирует переход наиболее доходных грузов на другие виды транспорта, что является фактором долговременного сокращения грузовой базы РЖД".

В то же время, по мнению председателя совета потребителей Сергея Мальцева, целесообразность установления предельно допустимого уровня индексации грузовых железнодорожных тарифов на более высоком уровне (до суммарных 10%) может быть рассмотрена в 2015 году по итогам работы за 2014 год и первое полугодие 2015 года.

"Мы не должны забывать, что в 2014 году грузовые железнодорожные тарифы ОАО "РЖД" не индексировались, что сократило доходную базу компании в текущем году, - напоминает Мальцев. - Полагаю, что к июлю 2015 года, после анализа инвестиционных планов ОАО "РЖД", возможностей федерального и регионального бюджетов финансировать пассажирский транспорт, развивать инфраструктуру железнодорожного транспорта, планов заимствования и привлечения частных инвестиций на железнодорожный транспорт целесообразно дать компании возможность доиндексации. Но для начала надо перезимовать".

Свои расчеты совет потребителей представит в ФСТ, Минэкономразвития и Минтранс. В Минтранс также будут направлены и другие предложения, касающиеся технологической и экономической эффективности деятельности железнодорожной монополии и повышения ее клиентоориентированности, говорится в сообщении совета потребителей.

О Совете

Советы потребителей по вопросам деятельности естественных монополий - совещательно-консультационные органы при отраслевых правительственных комиссиях, созданные для повышения прозрачности и подконтрольности естественных монополий. Документы, регламентирующие работу советов потребителей разработаны совместно с экспертным советом при правительстве РФ с целью обеспечения подотчетности компаний с государственным участием, которые, в том числе, получают бюджетные средства.

В задачи советов входит обеспечение информационной открытости инвестиционных программ естественных монополий и процесса тарифообразования, обязательное участие и контроль со стороны потребителей.

Главой недавно созданного совета потребителей по вопросам деятельности РЖД в сентябре был назначен гендиректор и совладелец одного из крупнейших частных железнодорожных операторов Globaltrans Сергей Мальцев.