ГУСЬ-ХРУСТАЛЬНЫЙ /Владимирская область/, 26 сентября. / ИТАР-ТАСС/. Минпромторг совместно с Минэнерго и Минприроды по поручению правительства РФ разрабатывают "дорожную карту" (план мероприятий) по снижению зависимости российского топливно-энергетического комплекса (ТЭК) от импорта. Об этом заявил замминистра промышленности и торговли РФ Андрей Дутов на совещании по импортозамещению в нефтегазовом машиностроении.
Речь идет о плане развития не менее чем на пять лет, в котором будут отражены потребности российского рынка в технологиях, оборудовании и сервисных услугах, пояснил он.
Как ранее сообщал ИТАР-ТАСС, ЕС в конце июля ввел санкции, ограничивающие ввоз в Россию оборудования для разведки и добычи на шельфе, в Арктике и на сланцевых месторождениях.
Бюро по делам промышленности и безопасности министерства торговли США, отвечающее за экспортный контроль, 6 августа сообщило о фактическом введении запрета на продажу американскими компаниями "энергетическому сектору России" специализированного оборудования для проведения геологоразведочных работ и добычи углеводородов в рамках "глубоководных проектов - более 500 футов (примерно 152 м) - на шельфе в Арктике и в сланцевых пластах".
Речь идет, в частности, о такой продукции, как буровые платформы, оборудование для горизонтального бурения, программное обеспечение для добычи нефти и газа методом гидравлического разрыва пласта, насосы высокого давления, компрессоры, техника для сейсморазведочных работ.
Иностранцы доминируют
Иностранные производители занимают около 60%, а с учетом скрытого импорта - 80% российского рынка нефтегазового оборудования, указал также Дутов.
По данным Минпромторга, суммарный объем российского рынка нефтегазового машиностроения по итогам 2013 года составил более 400 млрд руб.
Однако, как ранее заявлял глава "Газпром нефти" Александр Дюков, использование импортного оборудования в значительной степени касается нефтепереработки, а не нефтедобычи, где доля российских поставщиков превалирует.
Согласно официальной отчетности недропользователей, иностранные производители доминируют на российском рынке: в течение последних пяти лет доля российских производителей колеблется на уровне всего около 40%.
"При более глубоком анализе структуры потребления оборудования российскими нефтегазовыми и нефтехимическими предприятиями доля иностранных производителей может достигать 80%. То есть оборудование, поставленное российской компанией-интегратором, в большинстве своем произведено не в России", - подчеркнул Дутов.
Кроме того, по словам замминистра, в России нет сложившейся нефтесервисной отрасли.
"Со времен Советского Союза такие предприятия находились в отрасли тяжелого машиностроения, и не было централизованных предприятий-изготовителей и сервисных служб", - сказал он.
Программа замещения
Минпромторг разработал программу по замещению западных технологий, являющихся критическими для российского ТЭКа. Такие технологии в области геологоразведки, инженерных услуг и общего машиностроения должны быть замещены в 2016 году, сообщается в презентации к совещанию по импортозамещению в нефтегазовом машиностроении.
Минпромторг выделил шесть групп критических технологий в ТЭКе, которые предстоит освоить российской промышленности в ближайшие три года. Помимо названных выше, это бурение, добыча и переработка, программное обеспечение. Некоторые из них, например такие как сейсмические системы и навигационное оборудование, планируется заместить уже в 2016 году. Другие - арктическое бурение, подводная и подледная добыча, гидроразрыв пласта - в 2017 году.
Наиболее сложным для российских предприятий станет выпуск отечественного программного обеспечения для ТЭКа (проведение геологоразведки, построение моделей, контроль бурения и добычи), который планируется освоить в 2018 году.
"По сути, это задание для нашей промышленности от недропользователей, формируемое в настоящий момент на основании анализа технологических рисков инвестиционных программ нефтегазовых компаний", - пояснил замминистра промышленности и торговли РФ Андрей Дутов.
Он добавил, что российским предприятиям в рамках импортозамещения предстоит освоить "широкую линейку технологий и оборудования", наиболее критичные из которых технологии гидроразрыва пласта, крекинга и каталитических систем, морских платформ для ледовых условий.
Свой отраслевой стандарт
Как указал Дутов, России необходим отраслевой стандарт на предварительную квалификацию производителей нефтегазового оборудования.
По его словам, разработка такого стандарта является необходимым механизмом защиты национальных интересов.
"Показателен пример квалификационных системы Евросоюза Achilles и FPAL и США - AmericanPetroleumInstitute. Директивами ЕС и США устанавливают, что выбор поставщиков товаров и услуг для нужд нефтегазодобывающих операторов должен производиться с применением заранее определенных критериев, что создает барьеры российским производителям и не позволяет получить статус аккредитованного поставщика", - отметил чиновник.
При этом в России, по словам Дутова, сейчас каждая крупная компания-заказчик проводит свои процедуры квалификационного отбора поставщиков, поэтому предприятия-изготовители вынуждены готовиться отдельно к каждой из них.
"Нужен свой отраслевой стандарт на предварительную квалификацию производителей промышленной продукции, работ и услуг с учетом национальных интересов", - резюмировал Дутов.
Ужесточение требований
Минпромторг в рамках импортозамещения предлагает ужесточение требования к импортному оборудованию и переход от заявительной к обязательной форме сертификации, следует из материалов ведомства к совещанию по импортозамещению в нефтегазовом машиностроении.
Помимо этого, по мнению ведомства, иностранное оборудование в обязательном порядке должно соответствовать российским стандартам.
В рамках мер поддержки импортозамещения Минпромторг также предлагает осуществить трансфер оборонных технологий в гражданскую сферу, а также ориентировать финансирование НИОКР на поддержку освоения машиностроительной продукции.
Для стабильности заказов необходимо стимулировать недропользователей к заключению длинных контрактов с поставщиками оборудования, полагают в ведомстве.
Кроме того, в Минпромторге предлагают поддержать национальные инжиниринговые компании.