МОСКВА, 2 июня. /ТАСС/. Российская индустрия красоты ищет способы ввозить продукцию покинувших рынок РФ брендов или переходит на отечественные аналоги. О ситуации на российском рынке бьюти рассказали ТАСС представители бизнес-сообществ, адвокаты и эксперты отрасли.
Производитель профессиональной косметики из Германии Wella, на который приходилась большая доля рынка российских салонов красоты, в пятницу, вслед за другими крупнейшими мировыми косметическими компаниями, объявил о прекращении поставок в Россию.
Минпромторг РФ в начале мая опубликовал перечень из более 50 категорий товаров, доступных для параллельного импорта. В него вошли самые разные предметы: от растений до лекарств, от мыла до оружия. Но часть популярных косметических и парфюмерных брендов - Garnier, L'Oreal Paris, Lancomе, Prada, Maybelline New York, NYX, Giorgio Armani - не вошли в перечень.
По данным онлайн-сервиса доставки "Сбермаркет", спрос на российскую косметику за пять месяцев 2022 года вырос в 30 раз по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, и отечественные покупатели охотно переходят на косметику локальных брендов.
Запретить нельзя остаться
Бренды, кроме самых политизированных, заинтересованы в том, чтобы продукция продавалась. Поэтому на тех, кто будет пытаться ввозить их товары в Россию в рамках параллельного импорта, "глаза будут закрываться", подчеркивает адвокат Константин Ерохин.
"Если у бренда есть мощности для контроля, он может это сделать. Даже если это будет нарушено, каким образом они собираются преследовать таких нарушителей - большой вопрос. У нас есть ограничение по стоимости товаров. Сейчас разрешаемый ввоз €10 тыс., или 50 кг груза. Сумма небольшая, поэтому вероятность того, что будет массовый ввоз отсутствующих в России товаров челноками, очень мала. Будут ввозить небольшими партиями. Это все будет в рамках юрлиц. Это нормальная практика, которая насыщает рынок и нашу экономику", - считает Ерохин.
Сейчас большинство собственников бьюти-бизнеса ищут пути, как получить продукцию ушедших брендов или найти альтернативы, и на помощь приходит параллельный импорт, отмечает основатель компании "Точка развития" Михаил Снитков.
"Сейчас есть большие перебои с поставками. Часть косметики, возможно, ввозится контрафактом, часть - через посредников. Мы возим вбелую, покупая в турецких компаниях. Но турки напрямую русским продавать боятся, так как американские компании могут отказать им в поставках. Но турки очень предприимчивый народ. Турок покупает у турка и потом перепродает нам через компанию-прокладку. Пока сложностей нет, можно достать что угодно. Сейчас мы оформляем компанию в Казахстане, чтобы сократить налоговые издержки", - говорит предприниматель.
Теоретически компания - правообладатель иностранного бренда может запретить своим дистрибьюторам продавать в третьих странах товары российским компаниям, однако этот запрет на практике неосуществим, отмечает адвокат, заместитель председателя Московской коллегии адвокатов "Арбат" Сергей Шугаев.
"Данные о наличии запретов при наличии посредника - иностранной компании между дистрибьютером и российским покупателем, отсутствуют. Российские компании свободно могут приобретать товары тех производителей, которые официально ушли с российского рынка. Это возможно при условии, что товар разрешено продавать в той стране, из которой осуществляется импорт. И естественно, товары, которые будут завезены на территорию Российской Федерации, должны иметь сертификаты качества и лицензии производителя. Любая российская компания может закупать товары на территории третьих стран и продавать их в России. В данном случае мы опираемся на принцип исчерпания исключительного права. Таким образом, речь не идет о контрафактном ввозе и подпольной продаже товаров, они ввозятся легально с необходимым таможенным оформлением", - отметил адвокат.
Ситуация на рынке
Пока альтернатива ушедшим с российского рынка брендам есть, но нет гарантии, что надолго, говорит омбудсмен Ассоциации предпринимателей индустрии красоты Ляля Садыкова.
"Из мировых брендов с профессионального рынка пока ушли только Kerastase, Redken и Wella. Эти все марки были представлены в бизнес- и премиум-сегменте. Но уход любого бренда - это стресс для команды, расходы собственника на стартовую закупку и обучение сотрудников. На это сейчас времени и денег ни у кого же просто нет - выдохлись в ковид. Знаю, что кто-то из сетевых салонов планирует объединяться и возить из Казахстана. Но тут много вопросов - как возить, продадут ли там, безналичные расчеты, доставка. Пока вопросов больше, чем ответов. Нужно взвесить все риски - везти то, к чему привыкли мастера, или вкладываться в новый бренд, что опять-таки риск, так как никто не даст гарантии, что они тоже не уйдут через месяц-два", - подчеркивает Садыкова.
При этом она отмечает, что контрафакта профессиональных брендов косметики не встречала, а серый рынок был и до санкций. Кроме того, большие надежды предприниматели возлагают на отечественные бренды Estel, Ollin, но и у них косметика на 95% состоит из импортного сырья. "Но справятся ли они с доставкой сырья, со спросом - это будет следующий вопрос", - говорит она.
Запросы от салонов красоты и мастеров бьюти-индустрии на российскую косметику этой весной увеличились, рассказали в пресс-службе российского бренда профессиональной косметики Aravia.
"Наши основные конкуренты в профессиональном сегменте - зарубежные марки, цены на которые поднялись в разы, в то время как наши выросли лишь на 15-20%. Продажи в среднем увеличились на 30%. В марте на нашу косметику мы отметили резкий всплеск спроса на 160%. Так как спрос на российскую косметику вырос, то компании стараются расширять производство, развиваться, ищут замену зарубежным ингредиентам. Мы планируем построить новое производство, создавать рабочие места. Увы, некоторым ингредиентам мы сейчас ищем замену в связи с полной остановкой поставок. Какие-то позиции уйдут из ассортимента, какие-то появятся, но в любом случае останавливаться мы не собираемся. Считаем, что российский рынок полностью готов к замещению импортной продукции", - рассказали в компании.