3 июня 2022, 14:50,
обновлено 3 июня 2022, 16:57

Сбербанк с начала года заблокировал более 50 тыс. карт-дропперов

По словам зампредседателя правления кредитной организации Станислава Кузнецова, интенсивность DDos-атак на банк во второй половине мая снизилась

НИЖНИЙ НОВГОРОД, 3 июня. /ТАСС/. Сбербанк с начала года заблокировал более 50 тыс. карт дропперов, сообщил заместитель председателя правления Сбербанка Станислав Кузнецов в ходе конференции ЦИПР.

"Сбербанк очень жесткую политику в отношении дропперов проводит. Например, мы с начала года заблокировали более 50 тыс. карт дропперов, то есть мы точно знаем, что это карты дропперов", - сказал Кузнецов. При этом он добавил, что если другие банки не будут этого делать, то мошенники будут выводить деньги через карты других банков.

Судя по информации, которой располагает банк из вскрытых серверов мошеннического кол-центра в Бердянске, в России работает не менее 500 тыс. дропперов, уточнил Кузнецов. При этом многих дропперов используют "втемную", отметил зампред правления Сбербанка.

Он добавил, что интенсивность DDos-атак на Сбербанк во второй половине мая снизилась. По словам Кузнецова, "фактически весь март и апрель" банк фиксировал несколько десятков мощных кибератак в день. При этом кибератак, аналогичных по мощности DDos-атаке 6 мая, пока не отмечено. "Это была самая мощная атака. Атаки идут каждый день. Сейчас ежедневно мы отслеживаем все атаки. Сейчас в среднем в сутки Сбербанк выдерживает три-пять атак", - отметил зампред правления Сбербанка.

Он уточнил, что "большинство атак идет с территории Китая, европейских стран, США".

База данных Сбербанка

По словам зампреда правления, в базе данных Сбербанка содержится более миллиона телефонных номеров мошенников. "У нас есть достаточно много данных, как определять мошенников", - сказал он.

При этом Кузнецов напомнил, что Сбербанк объединил свои усилия с пятью телекоммуникационными компаниями для того, чтобы оградить граждан от мошеннических звонков. "Благодаря программе, которую принял Сбербанк около года назад по борьбе с телефонным мошенничеством, мы фактически объединили свои усилия с пятью телекомами и имеем единую объединенную систему безопасности и защиты клиентов - как телекомов, так и Сбербанка - от звонков телефонных мошенников", - отметил он.

"Когда вы видите звонок, вы видите красный либо желтый светофор, где написано, что вам может звонить в этот момент мошенник. Это ваше право - разговаривать или не разговаривать", - рассказал Кузнецов о системе защиты кредитной организации.

О мошенническом кол-центре в Бердянске

Мошеннический кол-центр в украинском Бердянске действовал по согласованию с властями Украины, считает Кузнецов. "Важно, что фактически этот кол-центр [в Бердянске], мы считаем, что он достаточно крупный, действовал, как мы уже видим из материалов, по согласованию с властями Украины. Это означает, что фактически деятельность телефонных кол-центров в Украине в общем-то приравнивалась и приравнивается сегодня к государственной политике", - сказал Кузнецов.

"Вся инфраструктура, которая была в кол-центре в Бердянске, была развернута в двух странах - Германии и Нидерландах. Фактически сервисы учета звонков, безопасная система учета звонков была развернута в США, IP-телефония была развернута для этого кол-центра в Бердянске в Эстонии. Фактически деятельность этого кол-центра поддерживалась четырьмя иностранными государствами, помимо Украины", - рассказал Кузнецов, отметив, что банк получил много значимой информации, которая поможет правоохранительным органам обеспечить полную доказательную базу.

При этом Кузнецов добавил, что банку удалось расшифровать около 10% оперативно значимой информации, и это "существенная возможность для того, чтобы привлечь к ответу конкретных граждан Украины или выдвинуть конкретные обвинения".

По оценкам Сбербанка, таких же крупных кол-центров, как в Бердянске, где работало около 300 человек, на Украине не менее 100. Кузнецов уточнил, что кол-центр в Бердянске ежемесячно вымогал у российских граждан в среднем 120-130 млн рублей.

Активизация телефонного мошенничества

Кузнецов добавил, что Сбербанк фиксирует активизацию телефонного мошенничества в отношении россиян до 50 тыс. звонков в день. "В настоящее время мы фиксируем активизацию телефонного мошенничества в отношении граждан России, которое сегодня приблизилось к 50 тыс. звонков в день. Мы считаем, что это очень высокая цифра", - сказал Кузнецов.

В апреле Кузнецов сообщил, что ежегодный рост телефонного мошенничества составляет 30-40%. По его словам, в январе 2022 года Сбербанк фиксировал рост на 8-9%, в феврале - на 6%, после 24 февраля в отношении клиентов Сбербанка все телефонное мошенничество остановилось, были только эпизодические звонки. После 20 марта, как он отметил, фиксируется плавный рост мошенничества, но та планка, которая была ранее, не достигнута.

Банк России в мае сообщил, что в I квартале 2022 года инициировал 89 554 запроса операторам связи для принятия мер реагирования в отношении номеров телефонов, используемых в противоправных целях. По данным регулятора, за данный период увеличилось число выявленных мошеннических телефонных номеров: с использованием номеров 8 800 - 335 единиц, что на 151,9% больше, чем в I квартале прошлого года; городских телефонных номеров - 71,2 тыс., рост составил 1 603,3%, а мобильных - 17,9 тыс., рост составил 904,2%.

Ранее Кузнецов сообщал, что мощность атаки на Сбербанк, которая произошла 6 мая, достигала более 400 Gbps, вредоносный трафик был сгенерирован ботнетом, состоящим из более чем 27 тыс. устройств. Атака была успешно отражена и никак не повлияла на доступность ресурсов банка. Как позднее сообщила пресс-служба банка, она была направлена на сайт банка, а вредоносный трафик, сгенерированный ботнетом, исходил из устройств из Тайваня, США, Японии и Великобритании. 

Теги:
Россия