САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 15 июня. /ТАСС/. Арктическая зона и Дальний Восток столкнулись с дефицитом судоремонтных мощностей для обеспечения достаточных объемов перевозки грузов по Северному морскому пути (СМП). Министерство по развитию Дальнего Востока и Арктики считает оправданным предоставление преференций для отрасли судоремонта, в частности снижение страховых взносов с 30% до 7,6% в Арктической зоне РФ (АЗРФ), сообщил в среду первый заместитель министра по развитию Дальнего Востока и Арктики Гаджимагомед Гусейнов на Международном семинаре по судостроению и судоремонту в Арктике в рамках Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ).
"На сегодня мы ощущаем дефицит судоремонтных мощностей, особенно в Арктической зоне, на Дальнем Востоке. Предстоит решить ряд принципиальных задач. Министерство хотело бы предложить комплекс преференциальных мер в АЗРФ и на ДВ (Дальнем Востоке - прим. ТАСС), отрасли судоремонта. Основная преференция - льгота на страховые взносы, вместо привычных 30% в АЗРФ - 7,6%. Есть и преференция по налогу на прибыль, свободные таможенные зоны", - сказал Гусейнов.
По его словам, за ближайшие три года требуется обеспечить перевозку 150 млн тонн грузов по СМП. Сейчас грузоотправителями декларируется транспортировка 90 млн тонн грузов к 2024 году. "Если говорить только об этом объеме, его реализация требует инвестиций. До 2030 года мы должны построить не менее 55 судов, чтобы обеспечить вывоз этого груза. Я не говорю о ледокольном флоте, в первую очередь об атомном, флоте снабжения. Все эти задачи формируют существенный, весомый заказ на ближайшие 10-15 лет по судостроению. Это потом косвенно будет также обращено и к судоремонту", - отметил он.
"Сейчас прорабатываем поручение президента до 2035 года. Большая мечта, чтобы сначала это было обеспечено финансами, потом мощности появились", - добавил Гусейнов.
О перспективах Мурманска
Заместитель губернатора Мурманской области Ольга Кузнецова, в свою очередь, сообщила, что в регионе на конец 2021 года объем судоремонтных услуг составлял всего 27% при том, что к порту Мурманска приписано 570 гражданских судов. "То есть основные деньги наши судовладельцы платили в странах Европы, в Норвегии, Польше, касалось рыболовного флота. Рынок судоремонта нашего региона составляет почти 2 млрд рублей, а в регионе остается всего примерно 500 млн, то есть - есть потенциал большой", - сказала она.
Кузнецова обратила внимание на низкую, около 5%, рентабельность в этой сфере. По ее словам, инвестиции позволили бы модернизировать отрасль. "Хотели был, чтобы для Мурманска, Севастополя, Арктики и ДВ обнулили НДС", - сказала она. Касаясь вопроса обновления основных средств компаний, замгубернатора отметила возможность применения механизма концессии. "Одна из наших инициатив - создание на базе 10-го судоремонтного завода кластера - Полярного. <…> Завтра подписываем соответствующее соглашение с ГТЛК (Государственная транспортная лизинговая компания - прим. ТАСС)", - сказала она.
Также, по словам Кузнецовой, в отрасли стоит вопрос кадров, поскольку около 10 тыс. ее сотрудников в регионе - люди пенсионного возраста. В Мурманской области создана программа колледж - завод, нацеленная на решение проблемы. Но важным для арктических регионов становится вопрос предоставления жилья. В целом, по ее словам, есть условия для развития отрасли в регионе. "Сейчас все условия для развития отрасли есть, рынок сформирован. Режим для АЗРФ, беспрецедентные налоговые льготы помогут нашим крупным рыбопромышленным холдингам задуматься о строительстве своих собственных судов", - заключила заместитель губернатора Мурманской области.
О форуме
Петербургский международный экономический форум, организованный Фондом Росконгресс, проходит с 15 по 18 июня. Тема форума в этом году: "Новый мир - новые возможности". В рамках мероприятия также запланированы форумы МСП, креативного бизнеса, "Лекарственная безопасность", "ПМЭФ Юниор" и SPIEF Sport Week. ТАСС выступает фотохост-агентством и информационным партнером мероприятия.
В новость внесена правка (22:33) - заголовок приведен в новой редакции