МОСКВА, 16 июня. /ТАСС/. Компании IKEA, которая объявила о намерении продать все четыре фабрики в России, будет сложно найти покупателя из-за того, что аналогов этой компании на российском рынке нет, возможно, фабрики IKEA смогут продать менеджменту. Об этом ТАСС сообщили опрошенные эксперты.
Ранее компания IKEA объявила о невозможности возобновить продажи в России в обозримом будущем и о планах сократить бизнес, а также продать свои четыре фабрики в России. Компания Hoff сообщила, что готова рассмотреть возможность покупки активов IKEA, однако таких предложений пока не получала. В СМИ появилась информация, что АФК "Система" заинтересовалась мебельными активами IKEA, но в компании ТАСС не смогли представить официальный комментарий.
"Такого размера активы сложно продать, нет близкого на рынке игрока, который бы мог обладать потенциальными ресурсами, чтобы совершить такую сделку", - сообщил ТАСС генеральный директор информационно-аналитического агентства Infoline Иван Федяков.
Фабрики наиболее жизнеспособны и могут быть проданы менеджменту
Федяков отмечает, что продажа производственного бизнеса представляется наиболее реалистичной, поскольку ассортимент, выпускаемый фабриками, можно адаптировать под других игроков. "Однако объемы продаж мебели сейчас падают на 30-40%, и, скорее всего, будет падать дальше, что осложняет развитие этого бизнеса", - отмечает Федяков.
С ним соглашается глава Ассоциации экспертов рынка ретейла Андрей Карпов. "Уверен, что данные производства современные, покупатели на них найдутся. Неизвестно, будет ли разрешено использовать линии в том виде, в котором они есть сейчас (возможно, у IKEA есть патенты на виды продукции). Эти производства рабочие, настроены, есть штат сотрудников, это способствует тому, что что-то подобное можно будет производить и дальше и мощности будут востребованы у других участников рынка".
Карпов отмечает, что по шагам компании можно сказать, что она как будто закладывает возможность вернуться в будущем на российский рынок.
"В этом случае она может попытаться продать фабрики каким-то дружественным структурам, например менеджменту, чтобы при первой возможности вернуться сделать это самым быстрым способом", - считает эксперт.
Потенциальных покупателей среди конкурентов нет
Федяков напоминает, что у IKEA в России колоссальные размеры бизнеса. Так, выручка IKEA за 2021 год составила 190 млрд рублей (по данным базы "СПАРК-Интерфакс", 157 млрд рублей - прим. ТАСС), а в совокупности с торговыми центрами "Мега" - до 300 млрд рублей.
"Заявление Hoff выглядит логично, так как это самый близкий игрок, но проблема в том, что у Hoff выручка [за 2021 год] в несколько раз меньше, чем у IKEA, - меньше 50 млрд рублей (по данным базы "СПАРК-Интерфакс", 43,6 млрд рублей - прим. ТАСС). К тому же Hoff закредитован из-за активного роста в последнее время, и взять дополнительные кредиты - это будет авантюрным решением", - отмечает Федяков.
По словам Федякова, и среди других компаний сегмента нет игроков, которые могли бы осуществить сделку. "Твой дом", который принадлежит "Крокус Груп", - у него огромные проблемы, и компания пока не оправились от удара, который пришелся в пандемию. А Leroy Merlin - иностранная компания, которая сейчас не может инвестировать в России", - добавляет глава Infoline. По его мнению, компания OBI, которую продали российскому инвестору, также из-за масштабов IKEA не может претендовать на покупку ее активов.
Гипермаркеты IKEA - это уникальные объекты, которые компания строила под себя, отмечает Федяков.
"Это самые крупноформатные магазины (15-20 тыс. кв. м., магазин со складом внутри) из всех, что есть у нас, и никакие другие ретейлеры не имеют такой структуры. Что делать с торговым бизнесом - вопрос, потому что торговые коробки в виде гипермаркетов без ассортимента - это ничто, это убытки", - поясняет эксперт.
Позиция Hoff
Ретейлер Hoff готов рассмотреть магазины IKEA в качестве площадок для своей сети, сообщил ТАСС гендиректор компании Максим Гришаков.
"Теоретически в будущем мы готовы рассматривать розничные площади IKEA в качестве новых площадок под наши магазины, если они будут соответствовать нашим бизнес-потребностям, но не более того", - сказал Гришаков.
По его словам, "купить IKEA невозможно". "Hoff и IKEA - два принципиально разных бизнеса. IKEA - это не просто магазины в трафиковых точках, это сложнейший комплекс бизнес-процессов, в первую очередь уникальная система производства, ценообразования, поставок, которая является неотъемлемой частью успеха бизнеса IKEA. У нас были внешние "точки пересечения": регионы присутствия и даже одни и те же торговые центры, но тем не менее разные стратегии бизнеса", - добавляет Гришаков.
Он отметил, что компания Hoff продолжает развиваться в рамках своей стратегии: увеличение доли рынка за счет развития и расширения ассортимента, наращивание уровня сервиса, развитие электронной торговли и маркетплейса.