МОСКВА, 23 июня. /ТАСС/. Банк России не планирует после 31 августа продлять ограничение комиссий на эквайринг по ряду товаров и услуг, ощутимой пользы от этой меры для конечного потребителя нет. Об этом в интервью ТАСС сообщила первый зампред ЦБ Ольга Скоробогатова.
"Нет, продлевать не планируем. Мы второй раз вводим такие ограничения, первый был во время пандемии. Оба раза показали, что к этому нужно прибегать только в крайних случаях. Что мы увидели после наших последних ограничений? Многие банки свернули программы лояльности, отменили кешбэки. В результате пострадал именно потребитель. Мы точно не хотим, чтобы условия или финансовые сервисы для наших граждан ухудшались. От того, что часть доходов перетекла от банков к торгово-сервисным предприятиям, мы, к сожалению, не увидели ни снижения цен, ни программ кешбэков и лояльностей с их стороны. Поэтому ограничения были временными. С 1 сентября банки вернутся к своим привычным моделям по эквайрингу", - сказала Скоробогатова.
Она пояснила, что в России сложилась уникальная ситуация: всю инфраструктуру под эквайринг создавали и финансировали банки. "В Европе же это делали торговые предприятия. Две абсолютно разные модели. Российские банки уже понесли и несут большие затраты, делая работающие программы лояльности с кешбэками и т. д. Благодаря этому люди получают реальную выгоду", - подчеркнула Скоробогатова.
При этом она обратила внимание на активное развитие Системы быстрых платежей (СБП) с точки зрения оплаты товаров и сервисов. "Многие уже пользуются оплатой по QR-кодам. В ближайшем будущем заработает технология NFC, когда можно будет привычным способом в одно касание расплачиваться через СБП. Так что СБП как раз тот инструмент, который позволяет торговым предприятиям и издержки снизить, и удобный путь оплаты клиентам предоставить", - добавила первый зампред ЦБ.
Ограничение комиссий
Банк России с 18 апреля по 31 августа установил максимальные эквайринговые комиссии на уровне 1% для компаний, которые продают социально значимые товары или предоставляют такие услуги. В перечень попали торговые предприятия, которые занимаются розничной продажей продуктов питания и еды, потребительских товаров и товаров повседневного спроса, топлива, медицинских изделий и лекарственных препаратов и т. д. Такая мера вводится на ограниченный период, чтобы в текущих экономических условиях дать возможность бизнесу за счет снижения издержек перестроить свою логистику и процессы.