СУХУМ, 23 июня. /ТАСС/. Несколько сотен человек собрались в четверг в Сухуме на площади Свободы в поддержку общественного активиста Джансуха Адлейбы, который 12 дней проводит акцию голодовки с требованием к правительству снизить цену на топливо, передает корреспондент ТАСС.
С первого марта этого года бензин в республике подорожал. Если ранее предельная стоимость бензина марки АИ-92 составляла 52 рубля, то сегодня он стоит 56 рублей, АИ-95 стоил 56 рублей, сегодня - 61 рубль. Соответственно, повышение цены на топливо повлекло за собой повышение цены на проезд и многое другое.
"Мое требование снизить цену на топливо переросло в массовое требование. В поддержку моих требований собрано более 7 тыс. подписей наших граждан. Многие из них сегодня собрались здесь на площади", - сказал Адлейба журналистам.
Общественный активист Адгур Лагвилава сказал журналистам, что "правительство Абхазии вместо того, чтобы защищать интересы народа, экономические в том числе, занимается защитой топливных компаний". "Я полностью солидарен с Джансухом Адлейбой и его недовольством. У нас и так на все виды товаров поднялись цены, еще и переплачиваем за бензин. Получается, что мы платим деньги в карман топливных компаний, которые, очевидно, уже получают сверхприбыль с продажи топлива в Абхазии порядка 10-15 рублей с литра, что в Абхазии беспрецедентно", - сказал Лагвилава. Он отметил, что в России, где Абхазия в основном закупает топливо, "цены на бензин на порядок ниже, в Южной Осетии также, а у нас по непонятным причинам на 10-12 рублей больше".
Бывший депутат парламента Натали Смыр назвала ситуацию с топливом в республике "корпоративным сговором". "Никто не знает, где и по какой цене закупает Абхазия горюче-смазочные материалы. Министр экономики, конечно, рассказывает про биржевые курсы, но кто это проверял, где аналитическая справка, которая должна лечь на стол тому же председателю парламентского комитета по экономике, по бюджетной политике?" - сказала Смыр.
Вечером на встречу с собравшимися пришел премьер-министр Александр Анкваб.
Итоги встречи с премьером
Адлейба сообщил Анквабу о целях его акции и что он не намерен прекращать голодовку до тех пор, пока правительство не понизит цены на топливо. "Повышение цены на топливо повлекло повышение буквально на все, и это отразилось на социально уязвимых слоях населения. Вначале создали искусственный дефицит, за которым последовал рост цен на бензин почти на 15 рублей", - сказал он.
Глава правительства ответил, что "во всех структурах Абхазии нет ни одного человека, который заинтересован в повышении цен на что-либо, в том числе на топливо, а повышение цен на продукты - рис, гречку, овощи и другое - началось еще в прошлом году, когда цена на топливо не повышалась". "Мы очень зависимы от рынка вообще и от любых кризисов. Топливо в Абхазии не производится, оно завозилось [Абхазским морским пароходством] из разных мест и разными путями долгие годы, а сейчас - только из России, и самым крупным поставщиком является "Роснефть", с которой мы заключили контракты в 2010 году, далее идут абхазские компании АЗИД и "Алхан", и лишь 5% завозит новая компания "Подорожник", - сообщил он.
Премьер сказал, что власти Абхазии "для того, чтобы цена была другая, с сентября прошлого года написали шесть писем руководству РФ, туда, где эти вопросы рассматриваются". "Возможно, будет решено, что у нас будут другие цены, но это не зависит только от нашего желания", - отметил он. Анкваб, несмотря на требование митингующих назвать конкретные сроки понижения цен на топливо, ответил, что "не может врать". "Если бы правительство Абхазии могло своим актом сделать так, что цена на топливо снизится на 15 рублей, мы бы это сделали, но мы это не можем сделать, если нам не помогут наши друзья из РФ. Это нельзя сделать в одночасье, сейчас", - подчеркнул он. Анкваб добавил, что "никаких правил, установленных правительством Абхазии в вопросах повышения топливных цен, нет, таковы условия игры на биржах".
Анкваб призвал Адлейбу прекратить акцию голодовки хотя бы временно, но не удовлетворенный ответом премьера Адлейба отказался. Тогда Анкваб и сопровождавший его вице-президент Бадра Гунба ушли обратно. Спустя некоторое время разошлись и большинство собравшихся.