МОСКВА, 28 июня. /ТАСС/. Госдума приняла во втором чтении законопроект, которым предусматривается установление моратория на применение антимонопольного законодательства к решениям правительства и высших должностных лиц органов госвласти, а также на отношения, связанные с закупками для государственных или муниципальных нужд у единственного поставщика. Документ был инициирован правительством.
Сейчас законом установлены антимонопольные требования к торгам, запросу котировок цен, запросу предложений. При этом в период до 31 декабря 2022 года включительно актами правительства России и высшего исполнительного органа госвласти субъекта РФ могут быть установлены дополнительные случаи осуществления закупок у единственного поставщика, а также определен порядок действий в таких случаях.
При этом какие-либо критерии для составления перечня дополнительных случаев закупки у единственного поставщика нормативно не определены. Для исключения правовой неопределенности в вопросе необходимости и возможности принятия антимонопольными органами мер реагирования целесообразным является введение моратория на применение соответствующих запретов в конкретных случаях, говорится в пояснительной записке.
Такая мера позволит устранить правовую неопределенность в части необходимости и возможности реализации антимонопольным органом мер реагирования и закрепить безусловное право в части определения единственного поставщика в соответствии с законом. Это исключит риски привлечения субъектов РФ, государственных и муниципальных заказчиков к ответственности в рамках закона о защите конкуренции, считают в правительстве.
Законопроект разработан в соответствии с планом первоочередных действий по обеспечению развития экономики в условиях санкций.
Поправки ко второму чтению
Как сообщил глава комитета Госдумы по экономической политике Максим Топилин, изменения, принятые во втором чтении, позволят устранить административные барьеры и поддержать бизнес в текущих экономических условиях.
"Сейчас органы власти обязаны подавать в антимонопольный орган заявление о согласовании предоставления государственной, муниципальной преференции. Законопроектом предлагается освободить их от этой обязанности до конца 2022 года в случае, если преференции предоставляются в целях социального обеспечения населения, поддержки предпринимательства, обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства. Органы власти будут обязаны уведомлять ФАС России о предоставлении таких преференций", - указал парламентарий. По его словам, введение уведомительного порядка не означает отстранения ФАС от контроля за соблюдением законодательства о защите конкуренции. Анализ положения субъектов на рынке останется за антимонопольной службой.
Также предполагается упрощение порядка согласования с Федеральной антимонопольной службой сделок по купле-продаже активов иностранных компаний, уходящих из России. "Планируется ввести уведомительный порядок по сделкам до 2 млрд рублей. Таким образом российские инвесторы смогут приобрести актив в четко определенные сроки. Отмена дополнительных ограничений позволит сторонам реализовывать наиболее выгодные и эффективные решения. В условиях санкционного давления это актуально. Компании из недружественных стран приостановили бизнес, заявили об уходе. Оперативная замена собственников таких компаний - это залог поддержания стабильности в экономике, производственных циклах, логистике, и самое важное, в вопросах занятости населения", - сообщил Топилин.
Также глава комитета уточнил, что поправки устанавливают особенности исполнения в 2022 и 2023 годах договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на землях, находящихся в государственной и муниципальной собственности. Изменения в законодательстве позволят органам региональной власти и местного самоуправления определять случаи, в которых участникам отрасли предоставляется отсрочка очередного платежа за пользование земельными участками. Предлагается также продлить срок действия договоров и разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на один год без проведения торгов. "Законопроект направлен на поддержку российского бизнеса в сфере наружной рекламы. В условиях санкций и ухода зарубежных рекламодателей рынок меняется. Идут процессы импортозамещения, перестраивается логистика, открываются новые возможности у российских операторов рекламы. Предлагаемые законодательные меры позволят снизить административную нагрузку, развивать бизнес-проекты, инвестиционные решения в области рекламы, выстраивать цепочки поставок, налаживать взаимодействие с новыми торговыми партнерами и сохранять рабочие места", - сказал Топилин.