Президент России Владимир Путин 30 июня подписал указ о специальных мерах поддержки в топливно-энергетической сфере в связи с недружественными действиями иностранных государств. Документ затрагивает судьбу нефтегазового проекта "Сахалин-2".
Что именно говорится в указе?
Все права и обязанности "Сахалин энерджи" перейдут новому созданному правительством обществу с ограниченной ответственностью (ООО). Все имущество "Сахалин энерджи" переходит в собственность Российской Федерации и передается созданной властями компании в безвозмездное пользование.
Сейчас акции "Сахалин энерджи" принадлежат:
- "Газпрому" — 50% плюс одна акция;
- британской Shell — 27,5% минус одна акция;
- японской Mitsui & Co — 12,5%;
- японской Mitsubishi — 10%.
Согласно указу, "Газпром" в новом ООО получит долю, пропорциональную количеству принадлежащих ему акций "Сахалин энерджи". А остальные акционеры в течение месяца после создания новой компании должны будут сообщить, согласны ли они принять свои доли в новом операторе.
Если они откажутся, то правительство должно оценить их доли и продать в течение еще четырех месяцев. Продать доли в новом ООО можно будет только российскому юридическому лицу. Одновременно с продажей правительство проведет "финансовый, экологический, технологический и иной" аудит деятельности инвестора и его персонала. Если по итогам проверки будет выявлен ущерб, то его сумму вычтут из стоимости доли акционера. А споры решать будет Арбитражный суд Москвы.
Все сотрудники "Сахалин энерджи" перейдут на работу в новое юрлицо. А руководство Сахалинской области проследит за этим.
Указ сразу же вступил в силу.
Как "Сахалин энерджи" связана с проектом "Сахалин-2"?
Это компания — оператор нефтегазового проекта "Сахалин-2".
Она занимается:
- разработкой нефтяного и газоконденсатного месторождений в Охотском море на шельфе острова Сахалин;
- разведкой и добычей нефти и природного газа;
- производством и продажей нефти и сжиженного природного газа (СПГ).
Как иностранные акционеры отреагировали на новости о решении России?
Shell еще в конце февраля — из-за событий на территории Украины — объявила, что выйдет из совместных проектов с "Газпромом": того же "Сахалина-2", а также Salym Petroleum Development, "Гыдан энерджи" и "Северного потока — 2".
В апреле агентство Bloomberg сообщало, что компания начала выводить своих сотрудников из проектов. А газета Financial Times писала, что Shell готовится к переговорам с китайскими энергетическими компаниями о продаже своей доли в "Сахалине-2". И их результаты могут быть крайне невыгодными для европейской стороны, так как китайские компании грозят оказаться единственным покупателем, на которого может рассчитывать Shell. "Эти переговоры будут кошмаром", — заявил тогда один из собеседников издания. Позднее агентство Reuters сообщало, что доля Shell в "Сахалине-2" может достаться консорциуму из Индии.
А вот японские власти, наоборот, ранее решили остаться в российских проектах, так как считают их крайне важными для экономической безопасности страны.
Как ранее сообщал ТАСС со ссылкой на источники, в "Сахалине-2" японские компании обеспечивают только финансирование и трейдинговые операции проекта, в то время как специалисты Shell занимались техническим обслуживанием добычи и оборудования проекта.
Теперь компании Mitsui и Mitsubishi уточняют ситуацию с указом президента России. Японские СМИ допустили, что они могут потерять свои права в проекте "Сахалин-2". А это, в свою очередь, грозит резким ростом цен на энергию в стране. Информационное агентство Kyodo напоминает, что в Японии сейчас сложилась и без того напряженная ситуация с электроэнергией — население и бизнес призывают экономить. "На Россию, — пишет Kyodo, — приходится около 9% импортируемого в Японию СПГ, практически весь он идет с проекта "Сахалин-2". Если долговременные контракты на закупки оттуда не удастся сохранить, придется закупать СПГ на открытом рынке по высоким ценам. Это неминуемо приведет к росту цен на электроэнергию". Поставки СПГ с проекта "Сахалин-2" обеспечивают около 3% выработки электроэнергии в Японии.
Японские власти надеются, что решение Москвы сделать оператором проекта российское ООО не повлияет на права и интересы Японии в нем. Но пока они не готовы ответить, что будут делать дальше, так как изучают детали российского указа. В Кремле, в свою очередь, не видят причин для нарушения поставок СПГ с предприятия.
Но такая позиция японской стороны уже вызвала критику в среде российских политиков. Так, в июне председатель Госдумы Вячеслав Володин заявил, что Япония должна выйти из проектов "Сахалин-1" и "Сахалин-2" или изменить свое отношение к России: "Мы с вами будем добиваться того, чтобы либо Япония ушла, либо изменила отношение к нашей стране. А так получается: как прибыль — так партнеры, как санкции — недружественное отношение. Пускай выберут для себя что-то. А так за счет наших граждан, за счет страны решают свои проблемы и нам гадят".
Почему понадобились подобные меры?
В указе подчеркивается, что он принимается из-за:
- угрозы возникновения чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера,
- угрозы жизни и безопасности людей,
- угрозы национальным интересам и экономической безопасности РФ
в результате нарушения иностранными участниками проекта соглашения о разработке месторождений от 22 июня 1994 года (также известное как Соглашение о разделе продукции, СРП — прим. ТАСС). В соответствии с этим соглашением как раз и была в 1994 году учреждена "Сахалин энерджи".
СРП — это договор между государством и инвесторами, по которому вторые получают право на разработку месторождения и одновременно налоговые и таможенные льготы. В России три СРП–проекта:
- "Сахалин-1" — оператор американская Exxonn Mobil, объявившая о выходе из него;
- "Сахалин-2";
- Харьягинское месторождение — оператор "Зарубежнефть".
"Это решение своевременное и необходимое для стабилизации нашей экономики, — приводит слова депутата Госдумы от Сахалинской области Алексея Корниенко издание "Ведомости". — Тем более что ряд участвующих в соглашении о разделе продукции стран объявили России экономическую войну". Вероятно, что в СРП в дальнейшем пригласят участвовать партнеров из стран, входящих в БРИКС, полагает Корниенко.
Будущее проектов на Сахалине во многом зависит от того, насколько там удастся поддерживать технический уровень добычи и переработки после ухода специалистов соответственно американской корпорации Exxon Mobil и британской Shell, считает источник ТАСС в японской экспертной среде.
Впрочем, по его мнению добыча нефти на этих проектах уже прошла пиковые показатели и запасы постепенно сокращаются. Другое дело СПГ — чрезвычайно важный для Японии.
Как рынок отреагировал на новости?
Цена на газ в Европе утром в пятницу выросла на 4,5% — почти до $1 640 за 1 тыс. куб. м. Это произошло на фоне новостей не только о будущем "Сахалина-2", но также сообщений, что американская компания Freeport LNG, занимающаяся СПГ, возобновит работу только в октябре, да и то частично.
А вот акции японских участников проекта, наоборот, упали на фоне ситуации со сменой оператора.