ТОКИО, 1 июня. /ТАСС/. Будущая деятельность в рамках стратегически важных нефтегазовых проектов "Сахалин-1" и "Сахалин-2" во многом зависит от того, насколько там удастся поддерживать технический уровень добычи и переработки после ухода специалистов соответственно американской корпорации Exxon Mobil ("Экссон мобил") и британской Shell ("Шелл"). В беседе с корреспондентом ТАСС такое мнение высказал на условиях сохранения анонимности видный японский специалист по экономическим отношениям с Россией, хорошо знакомый с темой.
"Японские участники "Сахалин-1" и "Сахалин-2" компании Sodeco ("Содэко" - прим. ТАСС), Mitsui ("Мицуи" - прим. ТАСС) и Mitsubishi ("Мицубиси" - прим. ТАСС), - сказал он, - занимаются только продажей нефтегазовой продукции этих проектов и обеспечением их финансами. Они не имеют отношения к добыче нефти, производству сжиженного природного газа (СПГ). Сейчас в связи с ситуацией на Украине Exxon Mobil выходит из "Сахалина-1", а Shell - из "Сахалина-2". Поэтому главная проблема этих проектов заключается в том, насколько российские корпорации или привлеченные в проекты компании третьих стран, возможно Китая или Индии, смогут эффективно использовать применяемые там технологии".
"В любом случае, - отметил эксперт, - оборудование по добыче и переработке продукции сахалинских проектов будет изнашиваться, требовать ремонта, замены. Занимавшиеся этим специализированные американские корпорации также объявили о прекращении бизнеса в России. Поэтому вторая ключевая проблема будет заключаться в том, насколько задействованное в рамках проектов оборудование удастся со временем заменить российским или техникой из третьих стран".
Добыча нефти будет сокращаться?
"Добыча нефти в рамках сахалинских проектов, - полагает специалист, - уже прошла свои пиковые показатели, запасы постепенно сокращаются. Японские компании не станут сразу выходить из нефтедобычи, однако в течение нескольких лет она, видимо, будет естественным путем сходить на нет".
"Другое дело - СПГ, - отметил эксперт. - Его поставки с проекта "Сахалин-2" покрывают 8,8% потребностей Японии, наша страна не сможет быстро найти другие ресурсы на замену. Но если в политических отношениях с Россией не будет изменений, то в течение предстоящих нескольких лет придется решать этот вопрос - искать альтернативных поставщиков СПГ, запускать остановленные атомные электростанции и т. д. При сохранении нынешней политической ситуации Япония, видимо, через какое-то время все же будет выходить из проекта "Сахалин-2" по производству сжиженного природного газа".
Кто участвует в проектах?
"Сахалин-1" - один из крупнейших нефтегазовых проектов с прямыми иностранными инвестициями. Оператор проекта - Exxon Neftegaz ("Экссон нефтегаз") - дочерняя компания ExxonMobil, которая владеет долей в 30%. В проекте также участвуют "Роснефть" (20%), японская Sodeco (30%) и индийская ONGC Videsh ("Оу-эн-джи-си видэш"), которая имеет 20%.
"Сахалин-2" - нефтегазовый проект, реализуемый на Сахалине на условиях раздела продукции. Его оператор - компания "Сахалин энерджи". Контрольный пакет (50% плюс одна акция) принадлежит там "Газпрому". Shell имеет 27,5% акций, Mitsui - 12,5%, Mitsubishi - 10%. Большая часть производимого в рамках проекта СПГ поставляется в Японию.
ExxonMobil и Shell, по имеющимся сообщениям, после объявления об уходе из России ведут сейчас переговоры о продаже своих долей в этих проектах. Называются, в частности, компании из Китая и Индии. Правительство Японии неоднократно заявляло, что намерено сохранить за корпорациями страны права на участие в обоих сахалинских проектах с учетом их важности с точки зрения обеспечения национальной энергетической безопасности.
25 мая председатель Госдумы Вячеслав Володин в ходе рассмотрения отчета Счетной палаты предложил обсудить возможность передачи российским компаниям долей в проектах "Сахалин-1" и "Сахалин-2" тех иностранных компаний из недружественных государств, которые выполняют введенные против РФ санкции и уходят из РФ. Глава Счетной палаты Алексей Кудрин в ответ выразил готовность проанализировать такую инициативу.