МОСКВА, 17 октября. /Корр. ТАСС Елена Мишина/. Минсельхоз РФ предлагает начать господдержку продвижению на рынки иностранных государств российской винодельческой продукции. Такая норма содержится в тексте проекта Федерального закона "О развитии виноградарства и виноделия", разработанного Минсельхозом (есть в распоряжении ТАСС).
Обсуждение этого документа станет одной из главных тем на Всероссийском саммите виноделов, который состоится 18 октября в поселке Абрау-Дюрсо Краснодарского края.
Законопроект прописывает принцип значения виноградарства и виноделия как традиционной и важной составляющей сельского хозяйства.
Минсельхоз предлагает поддерживать на государственном уровне не только виноградарские хозяйства, но и производителей и экспортеров вина с защищенным географическим указанием или наименованием места происхождения. Также Минсельхоз намерен создать благоприятные условия для производства такого вина.
Утверждать список вин, которые именуются по названию места производства, будет министерство на основании предложений винодельческих саморегулируемых организаций, говорится в проекте документа.
Классификация по месту производства
Сейчас в России нет государственной системы классификации вин по месту производства, однако закон о госрегулировании алкогольной отрасли в 2012 году разрешил производителям вина особо указывать на бутылках, где оно было сделано, говорит президент Союза виноградарей и виноделов России Леонид Попович.
"У нас уже сложился прообраз таких названий, которые присваиваются столовым винам, так что если эта система будет принята, новые продукты с такими наименованиями быстро начнут появляться на рынке", - заверил он.
Регионы уже в целом определились с крупными географическими названиями своих винных регионов, отметил Попович. "Самое крупное наименование - Кубань, Ростовская область предложила долину Дона, Дагестан также хочет защитить название республики для виноделов", - сказал он. То же самое хотят сделать Крым и Севастополь, уточнил глава отраслевого союза.
Однако крупный экспорт кубанских вин и дагестанских коньяков пока имеет весьма отдаленную перспективу, полагает руководитель Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз. Пока российские виноделы осуществляют эпизодические имиджевые поставки, отмечает он. "Многие годы должны пройти для коммерческого экспорта, наши вина признали за рубежом только четыре-пять лет назад, награждая на лондонских дегустационных конкурсах", - подчеркнул Дробиз.
Российским виноделам пока важнее сосредоточиться на конкуренции с иностранными производителями на домашнем рынке, заключил он.
Вина защищенного географического указания или наименования должны производиться посредством полного цикла в границах зоны, указанной в названии напитка. Вина высшего качества, названные по месту происхождения, ценятся в мире значительно выше, чем категория марочных вин, связанных главным образом с многолетней выдержкой. К наиболее известным маркам такой категории относятся бордо, бургундское, рейнское, кьянти, также французские виноделы защищают крепкий виноградный напиток, произведенный в провинции Коньяк, и игристое вино из Шампани.
По данным ЦИФРРА, в 2013 году в России было продано 1 млрд бутылок столового вина (без учета игристого), продажи российского вина составили 65% этого объема, или около 695 млн бутылок на сумму 90 млрд руб., импортное вино составило около 35% продаж, или 375 млн бутылок на сумму 95 млрд руб.