18 июля 2022, 12:35

Эксперты: горнопромышленный кластер в Коми важен для развития импортозамещения и логистики

Проект инициировали группа компаний "Руститан" и корпорация "Аеон"

СЫКТЫВКАР, 18 июля. /ТАСС/. Проект создания национального горнопромышленного кластера, который инициировали группа компаний "Руститан" и корпорация "Аеон" по освоению Пижемского месторождения титана в Республике Коми, позволит развивать Арктическую зону РФ и жизненно-необходимые сегодня новые транспортно-логистические цепочки, сказал журналистам в Сыктывкаре президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин.

"Горнопромышленный кластер позволит многие виды импортируемой сегодня продукции заместить продукцией кластера на территории Коми. Здесь с любой точки зрения, и с точки зрения кластера, и проблематики импортозамещения, и создания новых логистических коридоров [строительство железной дороги Сосногорск - Индига к создаваемому порту Индига] - проект выигрышный. С учетом встраивания проекта в общую стратегию развития Арктики и создания новых транспортно-логистических цепочек, которые нам сейчас жизненно необходимы, это общенациональный проект", - сказал Шохин после прошедшего в Сыктывкаре совещания по реализации мегапроекта национального горнопромышленного кластера со строительством глубоководного морского порта Индига и железнодорожной магистрали Сосногорск - Индига.

Как отметил глава Коми Владимир Уйба, проект позволит начать разрабатывать крупнейшее в мире месторождение титана, а также ряд других важных полезных ископаемых, которые на сегодня в страну импортируются. "Мы сегодня с "Руститаном" видим создание обогатительных фабрик на территории Коми, то есть выходим на высокомаржинальный конечный продукт. Инфраструктура требует еще и транспортной составляющей, здесь хорошо все просчитано. Две трети магистрали (Сосногорск - Индига), почти 400 км, пройдут по территории Коми. Это более 1 500 рабочих мест, ремонтные предприятия по ходу магистрали, и самое главное - выход в Ненецкий автономный округ, глубоководный порт дает возможность укоротить плечо и более интересную себестоимость продукции", - сказал Уйба.

Экологический аспект

По словам губернатора НАО Юрия Бездудного, роль округа в проекте - предоставить транспортный коридор, 180 км железной дороги до Индиги пройдут по территории НАО, а Индига - "это незамерзающий глубоководный порт больших возможностей, который значительно сокращает доступ к новым рынкам сбыта на Востоке". "Отдельным блоком мы выводим все вопросы, связанные с природопользованием, с экологией, с сохранением традиционного природопользования, чтобы уникальная северная природа была сохранена", - сказал Бездудный.

Как озвучил на совещании глава Коми, железная дорога пройдет через пять особо охраняемых природных территорий, через многие нерестовые реки и пути перехода оленей и их пастбища, поэтому требуется тщательная проработка проекта и особая разъяснительная работа.

"Это надо трансформировать в требования к самому проекту, где и какие переходы, как не допустить перегораживания путей миграции оленей и рыб, идущих на нерест. Это все решаемые вопросы, они ведут к удорожанию проекта, но здесь компромисс можно найти, так же как и компенсации особо охраняемым территориям возможны за счет увеличения их границ в других частях республики", - добавил Шохин.

О проекте

В ходе создания горнопромышленного кластера планируется построить в Коми многопрофильное производство высококачественных концентратов пористого рутила, циркона, оксида железа, игольчатого волластонита, прокаленных кварцевых песков, стекольных песков, диоксида титана, а также титановых порошков для аддитивных технологий 3D-печати. Все эти продукты широко востребованы в аэрокосмической, судостроительной, автомобилестроительной, нефтегазовой, лакокрасочной и химической промышленности.

Порт Индига создается корпорацией "Аеон". Выполнены комплексные инженерные изыскания, разработана предпроектная документация. Грузооборот порта на начальном этапе будет составлять 8 млн тонн, а к 2030 году достигнет более 80 млн тонн грузов в год. Проект строительства железной дороги Сосногорск - Индига реализует консорциум, который завершил разработку предпроектной документации и подготовил оптимальную трассировку прохождения дороги с учетом ее протяженности, количества преодолеваемых водных преград и технико-экономических показателей. Освоение Пижемского месторождения и создание порта Индига с железнодорожной магистралью Сосногорск - Индига предусмотрено стратегией социально-экономического развития Коми до 2035 года, стратегией развития Ненецкого автономного округа до 2030 года, а также стратегией развития Арктической зоны РФ до 2035 года.