МОСКВА, 21 мюля. /ТАСС/. Минсельхоз РФ отмечает растущий интерес к винодельческой продукции из России, что особенно важно в условиях нарушения отдельных маршрутов поставок, говорится в сообщении министерства.
"В настоящее время наблюдается нарушение отдельных маршрутов поставок и фактическое закрытие рынков ряда стран, входивших в число традиционных импортеров отечественного вина. В этих условиях возрастает значимость работы по расширению географии экспорта и поиску альтернативных рынков сбыта, в том числе в странах Азии, Африки и Латинской Америки, которые проявляют большую заинтересованность в российской продукции. Например, по итогам шести месяцев 2022 года экспорт вина в Китай вырос на 23,6%, достигнув 36,4 тыс. дал", - отмечается в сообщении.
По данным Минсельхоза, за первые шесть месяцев 2022 года производство винодельческой продукции в России составило 25,6 млн дал, что на 1,8% больше по сравнению с тем же периодом прошлого года. В том числе выпуск игристых вин вырос на 30,3%, коньяка - на 15,5%, вина - на 0,6%.
Увеличение производства и повышение качества российского вина открывает новые возможности для экспорта, считают в министерстве. "Рост интереса к нашей винодельческой продукции в мире стимулирует компании наращивать производство, совершенствовать и расширять ассортимент. В целом, реализация экспортного потенциала придает импульс развитию виноградарства и виноделия в России, привлечению дополнительных инвестиций в эти важные отрасли", - указывают в Минсельхозе.
Там также подчеркивают, что российские вина становятся регулярными участниками престижных международных дегустационных конкурсов и получают заслуженное внимание от экспертов.
В текущем году в России планируется заложить порядка 5 тыс. га новых насаждений, а их общая площадь впервые в современной истории страны превысит 100 тыс. га. Это позволит и дальше наращивать объемы производства вин, повышать внутреннюю обеспеченность и экспортный потенциал отрасли, добавили в Минсельхозе.
Позиция компаний
Как сообщил журналистам руководитель отдела экспорта ГК "Абрау-Дюрсо" Иван Семендяев, в последние годы компания наблюдала значительный рост спроса на российские вина за рубежом. В частности, "Абрау-Дюрсо" в 2021 году стала лидером по экспорту отечественных игристых вин, распространяя свою продукцию в 28 странах. По словам Семендяева, в 2022 году география поставок изменится, и оценить эти изменения мы сможем лишь к концу года.
"Также усложняют работу и возникшие логистические сложности. Многие российские винные компании переориентируются на внутренний рынок, и, чтобы сохранить и нарастить объемы экспорта российских вин, производителям не обойтись без поддержки государства", - сказал он. При этом компания видит большой потенциал в инициативе Минсельхоза по созданию концепции развития экспорта российского вина. "В текущем турбулентном периоде выход на рынки Азии, Ближнего Востока, Африки и Латинской Америки представляется особенно перспективным, а при господдержке российские производители вин смогут продолжить развивать экспортный потенциал страны", - добавил Семендяев.
Генеральный директор винодельни "Фанагория" Петр Романишин также заявил, что развитие экспорта является одним из важных направлений для компании. По его словам, "Фанагория" осуществляет регулярные экспортные поставки в разные страны мира. Ключевыми импортерами являются Китай и Казахстан, причем поставки в Китай составляют около 800 тыс. бутылок в год, добавил он.
Директор департамента продаж HoReCa и экспорта "Кубань-вино" Эдуард Долгин полагает, что для любого производителя важно иметь опыт выхода на международные рынки, причем не только с точки зрения реализованных объемов продукции. "Прохождение всех необходимых для налаживания экспорта процедур дает компаниям возможность оценить эффективность своих бизнес-стратегий и понять, как их подкорректировать в случае необходимости - как изменить продукт в лучшую сторону. Поэтому работа производителей с внешними рынками оказывает положительное влияние и на наш, российский рынок. Чем более профессиональными и конкурентоспособными будут отечественные компании, тем лучше для потребителей в России", - отметил Долгин.
По его мнению, возможности для развития экспорта существуют, есть достаточно привлекательные направления. "Тем более что в этом вопросе мы видим поддержку со стороны государства", - отметил Долгин. В то же время, по его словам, сейчас из-за санкционных последствий, проблем с логистикой и транзакциями с рядом стран, а также резким укреплением курса рубля география экспорта сузилась.
"Участие в авторитетных европейских дегустационных конкурсах также фактически заморожено. Но по мере восстановления части процессов ожидаем начала поставок на ряд рынков и не исключаем открытия некоторых новых регионов для экспорта. Но, несмотря на любые экспортные планы и перспективные направления, отечественный покупатель всегда будет опорой и основой для российских виноделов", - заключил Долгин.