Россияне стали чаще обращаться в ЦБ с жалобами из-за санкций

В январе - июне 2022 года Банк России получил 198,5 тыс. жалоб от потребителей финансовых услуг и инвесторов

МОСКВА, 28 июля. /ТАСС/. Банк России в январе - июне 2022 года получил 198,5 тыс. жалоб от потребителей финансовых услуг и инвесторов. Это на 36% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Всего поступило свыше 33 тыс. жалоб, связанных с санкциями (16,7% от общего количества за полгода), в основном на банки и брокеров, следует из материалов ЦБ.

"Жалобы на кредитные организации выросли почти на 18% по сравнению с первой половиной 2021 года. Более 19% жалоб на банки были связаны с ограничительными мерами - в частности, трудностями с валютными переводами, введением комиссий по валютным счетам, проблемами со снятием валютных вкладов. Без учета санкционной тематики количество жалоб на банки за январь - июнь снизилось почти на 5%. По крупнейшей категории - потребительскому кредитованию - снижение превысило 21%, что объясняется как уменьшением спроса на кредиты, так и ранее принятыми мерами против навязывания дополнительных услуг", - говорится в сообщении ЦБ.

Основной причиной роста числа жалоб на банки и брокеров стало влияние санкций на работу финансовых организаций. Пик роста жалоб на субъекты рынка ценных бумаг пришелся на апрель. Он был вызван вынужденными переводами счетов от брокеров, оказавшихся под санкциями, другим участникам рынка, а также блокировкой иностранных акций в европейской учетной инфраструктуре.

В ЦБ отметили, что за первое полугодие 2022 года на 14,4% выросло количество жалоб в отношении микрофинансовых организаций. Значительную роль здесь сыграли массовые однотипные жалобы от нескольких потребителей. Больше всего выросло количество жалоб по вопросам кибермошенничества и кредитных историй (в 1,8 раза). При этом снизилось число жалоб на навязывание дополнительных услуг.

Резкий рост жалоб на страховщиков более чем на треть в ЦБ объяснили проблемами в сегменте ОСАГО. Речь идет об отказах в заключении договора, в том числе по причине отсутствия полисов (рост в пять раз), и проблемах с оформлением электронных полисов (рост в 2,7 раза). В ЦБ рассчитывают, что запущенный в апреле перестраховочный пул по ОСАГО позволит страховщикам распределить риски высоко убыточных договоров между собой без ущерба для финансовой устойчивости компаний.

"Почти по всем категориям финансовых продуктов отмечен рост числа жалоб на мисселинг (в целом на треть), исключением стало инвестиционное страхование жизни (минус 7%). Важной мерой по борьбе с мисселингом является вступившее в силу с 1 июля 2022 года указание Банка России, по которому разъяснения сотрудника банка об условиях и рисках финансового продукта должны строго соответствовать информации, доведенной до клиента в письменной форме", - добавили в ЦБ.