1 августа 2022, 10:31,
обновлено 1 августа 2022, 11:28

Мантуров сообщил о резком снижении мировых цен на сталь

Вице-премьер - министр промышленности и торговли также отметил, что цены на алюминий, медь и никель стабилизировались на уровне конца 2020 года

МОСКВА, 1 августа. /ТАСС/. Мировые цены на сталь на фоне замедления глобальной экономики резко снижаются, сообщил вице-премьер - министр промышленности и торговли Денис Мантуров на совещании у президента Владимира Путина по вопросам развития металлургического комплекса. Мантуров отметил, что ситуация с цветными металлами лучше, так как цены на алюминий, медь и никель стабилизировались на уровне конца 2020 года.

"На фоне замедления глобальной экономики мировые цены на сталь резко снижаются. Кроме того, на новых для нас рынках металлурги вынуждены, значит, искать место и работать с дисконтом. При текущем курсе рубля внешние поставки мало рентабельны, а где-то совсем экономически нецелесообразны. Несколько лучше ситуация по металлам цветной группы, которые широко востребованы на мировых рынках. Цены на алюминий, медь, никель стабилизировались на уровне конца 2020 года", - сказал Мантуров.

Он подчеркнул, что ограничение экспорта в Европу профиля, проката привело к снижению загрузки производителей в среднем на 10%.

Ряд металлургических компаний по итогам июня - июля работали с отрицательной рентабельностью, сообщил Мантуров. "В июне - июле у ряда компаний черной металлургии уже зафиксирована отрицательная рентабельность, это касается НЛМК, ММК, "Тула-сталь", "Новосталь-М". Но надо отдать должное руководству предприятий, которое в краткосрочной перспективе планирует сохранять рабочие места", - сказал Мантуров.

Сокращение экспорта

Экспорт российской металлургической отрасли во II квартале 2022 года сократился примерно на 20%, а загрузка мощностей упала с 93% до 80%, отметил Мантуров.

"Российские металлурги сейчас работают в условиях ограниченного доступа к западным рынкам, экспорт во II квартале сократился примерно на 20%. Также наблюдается существенный спад внутреннего потребления. В результате загрузка мощностей по отрасли снизилась в среднем с 93% до 80%", - сказал он.

Ситуация с импортом

По словам Мантурова, Турция, Китай и Мексика нарастили импорт металлургической продукции из России. "Отчасти черную металлургию выручают стальные полуфабрикаты, здесь Европа попросту не может отказаться от наших поставок. Плюс Китай в I полугодии нарастил закупки более чем в пять раз, и также выросла отгрузка в Турцию, Мексику. И другой вопрос: маржинальность экспорта не такая, как была еще год назад", - сказал он.

Тарифное регулирование позволило насытить внутренний рынок лома и черных металлов, также отметил вице-премьер. "Цена на него [лом] снизилась от мартовских на сегодняшний день на 33%. Продлеваем квотирование до конца года и дальше будем гибко использовать этот инструмент в зависимости от складывающейся конъюнктуры", - сказал он.

Кроме того, по словам Мантурова, доля импорта хромового сырья в РФ сократилась с 2018 года с 67% до 32%.

"Полностью выйдем на самообеспечение в 2025 году благодаря реализации проекта Челябинского электрометаллургического комбината по освоению месторождения на полярном Урале и в Пермском крае", - заявил вице-премьер.

О ситуации на металлургических предприятиях

Ранее депутат Виталий Бахметьев на заседании комитета Госдумы по бюджету и налогам отмечал, что Магнитогорский металлургический комбинат вел отгрузку на июль с минусовой рентабельностью и убытками в 1,5 млрд рублей, из которых 500 млн рублей приходится на выплату акциза на сталь.

Также глава НЛМК Владимир Лисин на общем годовом собрании регионального отделения Союза промышленников и предпринимателей Липецкой области заявлял, что компании для поддержания производства необходимо 15% рентабельности. При этом в НЛМК ТАСС уточнили, что рентабельность экспорта компании в июне 2022 года стала отрицательной.

Лисин говорил, что раньше экспортные поставки были локомотивом снижения цен на металлопродукцию на российском рынке, при этом сейчас они работают в обратную сторону, а экспорт стал почти бессмысленным. Он отмечал, что существующие азиатские направления достаточно сложные с точки зрения логистики и стоимости фрахта. При этом в Китае, по его словам, наблюдается профицит стали, поставки туда идут на уровне себестоимости российской стали.