В театрах и цирках рассказали о проблемах из-за ухода из России зарубежных поставщиков
Многие учреждения столкнулись с повышением стоимости звукового и светового оборудования, а также с отсутствием запчастей и трудностями при ремонте техники ушедших брендов, сообщил гендиректор ФКП "Росгосцирк" Сергей Беляков
МОСКВА, 13 августа. /ТАСС/. Уход с российского рынка некоторых зарубежных компаний, поставлявших звуковое и световое оборудование театрам и циркам, вызвал подорожание подобной техники, в том числе расходных материалов. Трудности возникают при ремонте оборудования ушедших брендов, но пока поставщикам удается находить необходимые комплектующие, сообщили ТАСС в московских театрах. В цирках прорабатывают варианты закупки аналогов отечественного производства и импорт из стран БРИКС и Восточной Азии, отмечая, что это может потребовать полной перестройки систем.
"Многие учреждения нашей отрасли столкнулись с подобными проблемами. Покупка нового оборудования, расходных материалов, комплектующих обходится на 200-300% дороже прежнего, что не заложено в бюджет. Многих позиций вовсе не достать, потому что их поставляли, например, те самые страны, которые прекратили сотрудничество с российскими контрагентами. Это в целом по отрасли", - сообщил ТАСС гендиректор ФКП "Росгосцирк" Сергей Беляков.
Между тем, Росгосцирк пока находится в выигрышном положении, отметил он. "Большая часть реквизита и оборудования у нас отечественного производства. Зарубежное в основном световое оборудование. К счастью, мы успели превентивно осуществить закупку комплектующих и расходников со складов, где были запасы нужных нам позиций. Это прежде всего лампы и световые элементы. Наших запасов хватит на полгода", - пояснил собеседник агентства.
По его словам, прорабатываются варианты закупки аналогов отечественного производства и импорт из стран БРИКС и Восточной Азии. "С этим связаны некоторые трудности. Переориентация на другие варианты технического оснащения потребует усилий. Скажем, в ряде случаев придется перестраивать полностью осветительные системы. Но у нас на это время есть. И мы уверены, что справимся с этим вызовом", - заключил Беляков.
В пресс-службе Московского цирка Никулина на Цветном бульваре ТАСС сообщили, что недавно обновили оборудование. "У нас пока что таких проблем нет. Мы успели обновить все оборудование еще в прошлом году", - сказали в цирке.
Генеральный директор Большого Московского цирка Эдгард Запашный сообщил ТАСС, что замену мелкому оборудованию можно найти на производствах в России. "Что касается мелкого оборудования, микрофоны, например, то здесь есть хорошая альтернатива: питерский завод, пензенский завод. Мы это сможем все менять и пользоваться нашим российским хорошим оборудованием", - отметил он. Проблема на сегодняшний день возникает с большим, сложным оборудованием, добавил Запашный. "Тут надежда только на параллельный импорт. Никакой другой альтернативы нет. Что касается экранов, то европейские экраны - практически только параллельный импорт, китайцы - есть проблема в том, что они из-за коронавируса очень нестабильно себя ведут", - сказал он.
Отсутствие запчастей
Главный художник по свету Театра на Таганке Максим Фомченков рассказал ТАСС, что в настоящее время световое оборудование театра находится в приемлемом состоянии, проблема может возникнуть в случае поломки. "Сейчас мы используем зарубежное оборудование - итальянское, американское, английское и частично китайское, которое при необходимости можно заменить в отличие от остальных. На сегодняшний день оно находится в приемлемом состоянии, но в случае поломки эту проблему будет практически невозможно решить из-за отсутствия запчастей", - говорит собеседник агентства.
По его словам, уже 20% оборудования требует замены или ремонта, а к концу сезона, который театр уже открыл, этот показатель может увеличиться до 60-70%.
Московский Губернский театр пока перенес плановый ремонт и закупку оборудования. "Плановые ремонты и плановые закупки оборудования были перенесены на более поздние сроки (в этом году закупки отменены, так как импортозамещение некоторых наименований проблематично). Например, ранее, в 2021 году, была закуплена половина комплекта звукового оборудования, и сформировать соединение с оборудованием других брендов пока не представляется возможным из-за изменения цен и поставщиков. Вопрос прорабатывается", - сообщила ТАСС директор театра Лариса Вильясте.
Она затруднилась ответить на вопрос, какое оборудование может потребовать ремонта или замены в ближайшие месяцы. "Театр - дело живое, ежечасно используются разные механизмы и оборудование. В любой момент что-то может потребовать оперативного ремонта. Требует замены большое количество устаревших световых аппаратов и порядка 50% звукового оборудования сцен и "подзвучки" залов", - отметила собеседница агентства.
По ее словам, оперативный мелкий ремонт осуществляют специалисты театра своими силами при наличии комплектующих, а также с помощью партнеров, у которых также есть остатки необходимых запчастей. "Новые закупки будут возможны в следующие один-три года при соответствующем финансировании со стороны учредителя", - заключила директор.
Отсутствие аналогов
Директор Театра им. Евг. Вахтангова Кирилл Крок рассказал ТАСС, что в театре все оборудование новое. "Мы за последние три года обновили весь парк светового, звукового, видеооборудования, механики сцены, у нас все новое, и острой проблемы нет. Что будет через два-три года, пока не знаю", - сказал директор.
Он отметил, что ранее у многих зарубежных компаний, которые поставляли технику в Россию, в том числе для театрально-концертных залов и театров, были представительства в Москве, которые осуществляли сервисный ремонт, обслуживание и достаточно оперативно - в течение двух-трех дней - решали вопросы при выходе из строя каких-то блоков или микросхем. Теперь, если соответствующие запчасти в страну не привозят, могут возникнуть проблемы.
По его словам, аналогов отечественного производства просто не существует. "Если переходить на какие-то другие бренды, к примеру, Китай, то надо менять практически целый парк оборудования - тоже не вариант. Какие-то фирмы и логистические пути пока еще остались", - констатировал Крок.
В Театре на Бронной, в этом году переехавшем в отремонтированное историческое здание, ТАСС сообщили, что в настоящее время трудностей с техникой не испытывают. "На данный момент мы не сталкиваемся с проблемой нехватки оборудования и закупок. Благодаря поддержке мэрии Москвы и департамента культуры после окончания ремонтно-реставрационных работ театр отвечает самым современным требованиям, имеет необходимое техническое оснащение и полностью готов к началу нового сезона в сентябре", - сказала директор Елена Мироненко, добавив, что в ближайшее время ремонт или замена такого оборудования не планируются.
Художественный руководитель Театра "У Никитских ворот" Марк Розовский на сборе труппы 10 августа сообщил, что коллектив получил новое световое оборудование на 15 млн рублей. "Я хочу сказать о той помощи, которую наш театр получил от департамента культуры, в период нашего отпуска мы получили новое световое оборудование на 15 млн рублей", - сообщил худрук. Он отметил, что это долгожданное решение, которое, между тем, потребует усилий светового цеха, потому что новое оборудование надо установить и заново подготовить к использованию в 55 спектаклях театра.