21 августа 2022, 03:19

Цены на СПГ в Азии выросли до уровня, при котором не все страны могут себе его позволить

EPA-EFE/ SEM VAN DER WAL

На текущей неделе индекс JKM поднимался почти до $60 за 1 млн BTU

ТОКИО, 21 августа. /Корр. ТАСС Кирилл Агафонов/. Летние цены на сжиженный природный газ (СПГ) на спотовом рынке на фоне острой конкуренции развитых стран, в том числе закупающих топливо перед зимним сезоном Японии и Южной Кореи, выросли в Азии до уровня, при котором не все страны смогут себе его позволить. На текущей неделе индекс JKM (Japan Korea Marker, отражает стоимость поставок СПГ в Японию, Южную Корею, Китай и на остров Тайвань) поднимался почти до $60 за 1 млн BTU (British Thermal Unit, британская тепловая единица), что в 12 раз больше средней летней цены до 2019 года.

По словам аналитика, основателя японского Института постнефтяной стратегии Нориаки Обы, даже при цене в $50 за 1 млн BTU "нет смысла использовать СПГ". "Я думаю, что такой высокий уровень цен не является устойчивым, поскольку вырастет количество стран, которые не покупают (или не могут купить), в основном в Азии", - сказал он в беседе с корреспондентом ТАСС.

Развивающиеся страны сокращают закупки СПГ

Высокие цены на сжиженный газ в Азии и Европе уже сказались на развивающихся странах, не располагающих, в отличие от развитых, значительными валютными запасами. По данным аналитиков американского Института экономики энергетики и финансового анализа, в июле пакистанская государственная компания Pakistan LNG объявила тендер на покупку десяти партий СПГ, но из-за готовности развитых стран предложить более высокую цену не смогла получить ни одной.

Газета Nikkei со ссылкой на данные компании Kepler отмечала, что импорт СПГ Пакистаном, который почти половину его получает со спотового рынка, в первом полугодии сократился на 18% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

С проблемами сталкивается и Бангладеш, где на газ приходится более половины генерации электроэнергии. В конце июля агентство Reuters со ссылками на источники сообщало, что страна не будет покупать СПГ на спотовом рынке в ближайшие месяцы. В таких условиях, писала газета Nikkei, Бангладеш, как и Пакистан, уже сталкивается с отключениями электроэнергии.

Дальнейшие перспективы

По мнению Обы, сохраняется еще много факторов, которые могут повлиять в будущем на цену СПГ, в том числе неясные перспективы австралийского экспорта после того, как комиссия по защите конкуренции и прав потребителей (ACCC) призвала местные газодобывающие и экспортные компании перенаправить часть СПГ с международного на внутренний рынок, чтобы снизить дефицит энергоносителей в стране.

"Мы пока не знаем, вступят ли в силу экспортные ограничения в Австралии. Кроме того, до следующего года будут иметь большое влияние и другие факторы, в том числе перспективы возвращения [экспорта с терминала] Freeport LNG, ситуация с электроэнергией в Китае и так далее", - сказал он, отметив, что в случае введения ограничений на экспорт СПГ из Австралии может произойти скачок цен.

Долгосрочные контракты

По словам аналитиков Института экономики энергетики и финансового анализа, некоторые страны защищены от резких скачков цен на СПГ, поскольку имеют долгосрочные контракты. Они считают, что Пакистан смог бы решить часть своих проблем, заключив долгосрочные контракты, но в текущих условиях роста цен на рынке он "рискует зафиксировать более высокие цены". Эксперты отмечают, что долгосрочные контракты сейчас на 75% дороже, чем год назад.

Одной из стран, имеющих значительные долгосрочные контракты на закупки СПГ, в том числе в России, является Япония. Токио испытывал серьезные опасения, когда в конце июня РФ объявила о решении сделать российскую компанию оператором проекта "Сахалин-2", с которого Япония получает около 9% всего СПГ и на который приходится около 3% всей генерации электроэнергии в стране.

Однако, по данным японских СМИ, покупателям топлива, которое получают восемь японских компаний, было предложено заключить контракты при новом операторе на прежних условиях. Две из них - Tokyo Gas и JERA - уже сделали это. По данным источников агентства Kyodo, Mitsui и Mitsubishi, имеющие в "Сахалине-2" 12,5% и 10% соответственно, также намерены сохранить свою долю.