МОСКВА, 2 сентября. /ТАСС/. Ледостойкая самодвижущаяся платформа (ЛСП) "Северный полюс" вышла в первый рейс, об этом сообщила пресс-служба Минпромторга РФ.
На борту нового судна в Центральную Арктику отправится экспедиция "Северный полюс - 41", которая станет продолжением отечественной программы дрейфующих полярных станций, заложенной в 1937 году четверкой полярников под руководством Ивана Папанина, отмечается в сообщении.
"1 сентября 2022 года уникальное научно-исследовательское судно - ледостойкая платформа "Северный полюс" вышла в первый рейс. Перед выходом в плавание на судне прошла церемония поднятия флага Российской Федерации", - говорится в сообщении.
"За последние 10 лет предприятиями судостроительной промышленности было построено и передано заказчикам 19 научных судов различного назначения. Сейчас к таким судам добавляется ледостойкая самодвижущаяся платформа для исследования Арктики. Говоря о перспективах, хочу отметить, что согласно Стратегии развития судостроительной промышленности, до 2035 года планируется построить порядка 13 научно-исследовательских судов. Сейчас строятся пять и прорабатываются вопросы размещения на отечественных производственных площадках серии из трех крупнотоннажных научных судов для проведения исследований в открытых частях Мирового океана на базе проекта "НИС-АР" Конструкторского бюро "Вымпел". Также будут модернизированы пять НИСов для Минобрнауки России <…>", - отметил вице-премьер - глава Минпромторга РФ Денис Мантуров, слова которого приводятся в сообщении.
Говоря об уникальности платформы, зампред правительства подчеркнул, что она способна без привлечения ледокола прибывать к месту проведения работ, дрейфовать в акватории Северного Ледовитого океана до двух лет и возвращаться обратно в порт. По его словам, платформа рассчитана на эксплуатацию в 30-35 лет с учетом среднего ремонта, поэтому "российские полярники как минимум до 2050 года обеспечены надежной базой".
"Отличительная черта этого судна - автономность и уникальные обводы, которые обеспечивают максимальную закрытость корпуса. Большую часть экспедиции - около двух лет - ледостойкая платформа будет дрейфовать вместе со льдиной. Это судно способно противостоять тяжелейшим погодным условиям, выдерживать ледовые сжатия во время дрейфа и при этом обеспечивать комфортную, безопасную работу участников научной экспедиции. Горжусь и от души благодарю корабелов ОСК за создание уникальной инженерной идеи и ее воплощение", - цитирует пресс-служба слова гендиректора Объединенной судостроительной корпорации Алексея Рахманова.
Новые возможности для Северного морского пути
Как рассказал журналистам руководитель Росгидромета Игорь Шумаков, платформа "Северный полюс" обеспечит новые возможности для получения информации о ледовой обстановке вдоль Северного морского пути (СМП). Собираемые сведения позволят более точно прогнозировать изменения в Северном Ледовитом океане и прокладывать наиболее удобные и безопасные маршруты для морских судов.
"Уже в ближайшее время мы будем иметь достоверную и полную информацию с Северного полюса нашей планеты, что очень важно для изучения климата, льдов, прокладки маршрутов по Северному морскому пути, для обеспечения гидрометеобезопасности Российской Федерации. Оборудование и техника, которые ученые смогут теперь взять в экспедицию, позволят выполнить все стоящие перед ними задачи", - сказал Игорь Шумаков на церемонии поднятия флага на ЛСП "Северный полюс".
Шумаков также отметил, что с запуском ЛСП участники длительных полярных экспедиций впервые получат возможность полностью сосредоточиться на исследованиях в комфортных и безопасных условиях, не тратя много времени и ресурсов на обустройство с нуля лагерей на поверхности дрейфующих льдин.
"ЛСП "Северный полюс" не имеет аналогов в мире. Впервые российские ученые смогут использовать судно в высоких широтах Северного Ледовитого океана и при этом в комфортных и безопасных условиях проводить долгосрочные исследования", - добавил руководитель Росгидромета.
По словам директора Арктического и антарктического научно-исследовательского института Александра Макарова, ученые ААНИИ с помощью новейшего оборудования ЛСП смогут изучать природную среду Арктики комплексно - от дна Северного ледовитого океана на глубине около 4 тыс. м, через всю толщу океана, изучая течения, свойства воды и лед, до верхних слоев атмосферы и космоса.
О проекте
Росгидромет и "Адмиралтейские верфи" заключили контракт на строительство платформы весной 2018 года, судно заложили 10 апреля 2019 года.
Ранее Рахманов в интервью ТАСС говорил, что ЛСП "Северный полюс" отправится в первую арктическую экспедицию осенью.
ЛСП войдет в состав научно-экспедиционного флота Арктического и Антарктического научно-исследовательского института. Платформа оборудована вертолетной площадкой, судну не требуется сопровождение ледокола. Водоизмещение платформы - более 10 тыс. тонн. Максимальная автономность работы станции по запасам провизии составляет один год, по запасам топлива - два года. Платформа оснащена бортовым научным комплексом из 15 лабораторий, мобильным полевым лагерем для размещения на льдинах. Научно-исследовательский штат "Северного полюса" составляет 34 человека.