ТАСС, 7 сентября. Дальневосточная и Забайкальская железные дороги (ДВЖД и ЗабЖД, филиалы РЖД) намерены в 2022-2023 годах модернизировать инфраструктуру на трех погранпереходах на границе с КНР, что позволит увеличить провозную способность местных пунктов пропуска, сообщили ТАСС в среду в филиалах.
Во вторник вице-премьер - полпред президента в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев после прошедшего на полях Восточного экономического форума (ВЭФ) заседания Госсовета доложил главе государства о необходимости скорейшей модернизации Восточного полигона. По его словам, ускорение развития железных дорог подстегивают введенные недружественными странами санкции, которые "разрушили цепочку торгово-экономических связей и практически все экспортные потоки развернули на Дальний Восток".
"В настоящее время реализуется инвестиционный проект "Увеличение пропускной и провозной способности участка Гродеково - Суйфэньхэ". В рамках проекта на станции Гродеково выполняются работы по удлинению двух существующих и строительству двух дополнительных путей для формирования длинносоставных поездов. <…> На пограничном переходе Камышовая - Хуньчунь в рамках инвестиционной программы <…> также реализуется проект "Развитие железнодорожной инфраструктуры Махалино - Камышовая - госграница с КНР", - сообщили в ДВЖД. По данным ЗабЖД, также планируется модернизировать погранпереход Забайкальск - Маньчжурия.
Как уточнили в Дальневосточной железной дороге, одновременно с модернизацией перехода Гродеково - Суйфэньхэ в Приморье компания реконструирует парк Сосновая падь и удлиняет два приемоотправочных пути, что позволит увеличить длину состава до 71 условного вагона, а максимальный вес поезда - с 3,6 тыс. до 5,2 тыс. тонн. В итоге реализация проекта позволит к 2024 году увеличить провозную способность участка Гродеково - Суйфэньхэ с 11,2 млн до 17,7 млн тонн грузов в год.
На станции Камышовой в Амурской области по программе уже закончены работы по укладке дополнительных путей, а также проведена реконструкция 16 км пути колеи 1 520 мм на перегоне до государственной границы. На втором и третьем этапах проекта будут построены здания для государственных контрольных органов, а также уложены пути колеи 1 435 мм стандарта китайских железных дорог со строительством приемо-отправочного парка. По планам компании, местный пункт пропуска в сентябре перейдет на круглосуточный режим работы, что вместе с модернизацией инфраструктуры увеличит пропускную способность до 8 млн тонн в год.
На погранпереходе Забайкальск - Маньчжурия в Забайкальском крае, по данным ЗабЖД, будет продолжена реконструкция как колеи российского норматива, так и китайской. Компания закончила строительство нового перегрузочного комплекса в западной системе станции, до конца года на нем предполагается создать дополнительную площадку для перегруза контейнеров и добавить по два узких и широких пути.
Проекты в режиме ожидания
Как напомнили в ДВЖД, компания уже завершила комплекс работ на железнодорожном мостовом пограничном переходе Нижнеленинское - Тунцзян в Еврейской автономной области, где 27 апреля состоялась церемония завершения строительства российской части моста и железнодорожной инфраструктуры. Однако дата запуска движения по переходу пока неизвестна, поскольку Дальневосточная железная дорога ждет решения от китайской стороны.
На начальной стадии пока остается рассмотрение проектов по строительству железнодорожных переходов Джалинда - Мохэ и Благовещенск - Хэйхэ в Амурской области, сообщили в ЗабЖД. Как ранее заявил губернатор Василий Орлов, правительство Приамурье совместно с РЖД и Минтрансом РФ рассматривает проекты двух мостов в КНР, которые предполагается построить при высоком трафике на автомобильном мосту между Благовещенском и китайским городом Хэйхэ. Автомобильный мост начал работу 10 июня, за два месяца тестовой работы по нему проехали почти 1,2 тыс. грузовиков.
Падение грузооборота
Модернизация приграничной грузовой инфраструктуры на Дальнем Востоке пока ведется на фоне снижения грузооборота между Россией и Китаем, что стало результатом пандемии коронавируса и последующих ограничений, следует из данных ДВЖД и ЗабЖД.
"Рекордный грузооборот в размере 12,7 млн тонн был достигнут по итогам 2019 года. <…>В 2020 году произошло снижение грузооборота на 5,5% к 2019 году, в 2021 году снижение к прошлому году составило 8,3%, а по итогам работы за шесть месяцев 2022 года общий грузооборот железнодорожных пунктов пропуска в сообщении между Россией и Китаем составил 5,9 млн тонн, что ниже уровня аналогичного периода прошлого года на 0,9%", - рассказали в управлении Дальневосточной железной дороги.
При этом на отдельных пунктах грузооборот, напротив, растет. Например, на пограничном переходе Камышовая - Хуньчунь за шесть месяцев грузооборот составил 1,9 млн тонн, что выше показателя 2021 года на 9,8%. В том числе перевозки из России в Китай выросли на 8%, а в обратном направлении - в 5,8 раза.
По информации ЗабЖД, особенно сильно ограничения повлияли на российский экспорт, поскольку в последнее время они касались именно запрета на ввоз грузов в Китай. Так, с декабря 2021 года до середины января в КНР приостанавливали прием всех неконтейнерных грузов, в том числе леса, угля, руды, удобрений, целлюлозы, неметаллических руд, сельскохозяйственных грузов. На переходе Забайкальск - Маньчжурия до сих пор сохраняются ограничения на тарно-штучный груз. Однако на фоне снижения объемов экспорта в КНР лесных грузов, удобрений и грузов в контейнерах компания отмечает рост поставок руды и угля.