ВЛАДИВОСТОК, 7 сентября. /ТАСС/. Власти Кузбасса, где добывается больше половины российского угля, прогнозируют снижение его отгрузки в восточном направлении по итогам 2022 года до 49 млн тонн, что на 7,5% ниже установленных для региона лимитов перевозки по данному направлению. Объемы отгрузки будут снижены впервые за четыре года из-за инфраструктурных ограничений Восточного полигона Российских железных дорог, сообщил в интервью ТАСС на Восточном экономическом форуме губернатор региона Сергей Цивилев.
"На Восточный полигон четыре года подряд стоит один и тот же объем у Кузбасса (не менее 53 млн тонн угля в год - прим. ТАСС). Президент [РФ Владимир Путин] по Кузбассу принял отдельное решение - в этом году нам должны были добавить 5 млн тонн на восток. Если мы везли 53 млн тонн, то в этом году нам должны были дать 58 млн тонн. В этом году на восток мы провезем в лучшем случае 49 млн тонн, это даже меньше, чем в прошлом", - сказал Цивилев, отметив, что на фоне снижения отгрузки регион ожидает и падение общих объемов угледобычи по итогам года.
По данным официального сайта министерства угольной промышленности Кузбасса, в 2020 году из региона в восточном направлении по железной дороге было отгружено 55,8 млн тонн угля, в 2021 году - 56,1 млн тонн. С начала текущего года на восток отгружено 28,5 млн тонн угля, что на 2,8 млн тонн меньше, чем за аналогичный период прошлого года.
Как пояснили ТАСС в министерстве угольной промышленности Кузбасса, падение объемов добычи угля в регионе по итогам года составит порядка 15%, по прогнозу, будет добыто около 207 млн тонн угля. Для сравнения: в 2021 году объем годовой добычи в Кемеровской области составил 243,1 млн тонн. При этом, по словам Цивилева, санкционное давление на угольщиков и введение Европой эмбарго на импорт российского угля влияют на отрасль в меньшей степени, чем логистические проблемы с вывозом угля на восток.
"Разворот экономики на Азиатско-Тихоокеанский рынок к специальной военной операции не имеет никакого отношения. Это фундаментальные законы экономики на настоящий момент, потому что там основное количество людей, развивающиеся страны, там весь потенциал. Это было известно давно, и мы давно к этому готовились. Угольщики вкладывались в надежде на то, что РЖД исполнят все программы [модернизации БАМа и Транссиба], построили шахты, разрезы, терминалы угольные. Этого всего у нас с большим избытком, а вывоз проваливается. Резкий поворот на восток показал неготовность Российских железных дорог и нашей инфраструктуры к работе на других рынках", - сказал Цивилев.
В рамках заключенного ранее соглашения о перевозках железнодорожным транспортом кузбасской продукции между РЖД и Кузбассом Российские железные дороги должны поэтапно увеличить объемы перевозки добытого в Кемеровской области угля в восточном направлении с не менее чем 53 млн тонн в 2021 году до не менее 68 млн тонн в 2024 году.
О форуме
VII Восточный экономический форум проходит во Владивостоке с 5 по 8 сентября, главная тема форума - "На пути к многополярному миру". Организатором форума выступает Фонд Росконгресс. ТАСС - генеральный информационный партнер и официальное фотохост-агентство мероприятия.