25 ноября 2014, 05:59

Параллельный импорт в РФ могут разрешить для отдельных отраслей в качестве эксперимента

ИТАР-ТАСС/ Александр Рюмин

Сейчас товар с брендом имеет право ввозить в России только сам правообладатель или официально авторизованный им поставщик

МОСКВА, 25 ноября. /ТАСС/. Чиновники спорят, можно ли разрешить параллельный импорт. Последствия отмены запрета неизвестны, поэтому правительственные эксперты предлагают провести эксперимент в одной или нескольких отраслях, сообщает газета "Ведомости". 

В распоряжении издания оказались предложения экспертного совета при правительстве о регулировании параллельного импорта. В конце октября первый вице-премьер Игорь Шувалов поручил профильным ведомствам, а также аналитическому центру при правительстве совместно с экспертным советом еще раз обсудить, стоит ли снять запрет на параллельный импорт, как не раз предлагала ФАС. Экспертный совет не высказался ни за, ни против, но согласился с идеей ФАС в пилотном режиме снять запрет для одной или нескольких отраслей.

Сейчас товар с брендом может ввезти на территорию России только сам правообладатель или официально авторизованный им поставщик. А импорт, идущий "параллельно", т. е. без разрешения правообладателя, фактически запрещен, поскольку будет считаться нарушением исключительных прав на товарный знак.

Параллельный импорт - это мировая практика, его либерализация позволит усилить конкуренцию, отмечает представитель секретариата Шувалова. Но идти к этому надо постепенно, подчеркивает он: необходим переходный период для компаний, инвестировавших в производство в России.

ФАС давно отстаивает легализацию параллельного импорта. Действующие правила ограничивают конкуренцию, это приводит к росту цен, затрудняет доступ потребителей к товару: например, приходится долго ждать запчастей или расходных материалов, говорится в пояснительной записке ФАС к проекту поправок в Гражданский кодекс, которые снимут запрет для параллельных импортеров.

Правообладатели придерживаются иного мнения. Снятие запрета для параллельного импорта снизит инвестиционную привлекательность России, предупреждали эксперты консультативного совета по иностранным инвестициям в докладе за этот год. К тому же вырастет поток контрафактной продукции, а вместе с ним и риск приобрести некачественный и вероятно небезопасный товар, отмечали ассоциации импортеров и производителей, в том числе "Русбренд" и РАТЭК. Заодно снизится защита местных производителей, а плюсы снятия ограничения не доказаны, указывали они. О рисках предупреждала и Ассоциация европейского бизнеса, указывая, что под угрозой могут оказаться дальнейшие планы по локализации производства в России.

ФАС ранее приводила в пример рынок автозапчастей, говорится в докладе экспертного совета: на нем велик дисбаланс между правообладателями (дилерами) и дистрибуторами, это серьезно сказывается на ценах - например, при введении ограничений в Казахстане цены на автозапчасти выросли на 20-100%. Отмена запрета наиболее актуальна для сложных технических изделий, в первую очередь медицинских, указывает начальник аналитического управления ФАС Алексей Сушкевич. В целом подход мог бы быть таким: разрешить параллельный импорт для всех отраслей, но с изъятиями для продукции, где наиболее высок риск ущерба потребителям от некачественного, нелегального импорта, считает он.