МОСКВА, 14 октября. /ТАСС/. Онлайн-ретейлеры, которые не принимают оплату наличными, дискриминируют своих покупателей, считает организация "Общественная потребительская инициатива" (ОПИ). Об этом в пятницу пишут "Известия" со ссылкой на письмо организации в Роспотребнадзор.
Как уточняет газета, ОПИ направила письмо в Роспотребнадзор с просьбой пояснить нормы законодательства, которые позволяют продавцам отказывать покупателям в оплате заказов наличными, и скорректировать их. "Практика дискриминации отдельных групп потребителей, лишающихся возможности приобретать товары, представляется не вполне правомерной", - отметила организация в письме.
1 сентября вступили в силу поправки в закон о защите прав потребителей, которые запрещают продавцам ограничивать право покупателя в выборе формы оплаты. При этом, в поправках прописано, что продавцы обязаны принимать наличные деньги только в случае, если компания решила использовать их в работе. Глава ОПИ Олег Павлов пояснил "Известиям", что из-за этой поправки продавцы могут отказать в приеме наличных и эта мера стала причиной споров ретейлеров с покупателями. У организации также возник вопрос, насколько правомерной является практика агрегаторов и интернет-магазинов, например AliExpress, Wildberries и Ozon, которые отказываются принимать наличные, ведь в некоторых случаях компании не доставляют товары без предоплаты по безналичному расчету.
Роспотребнадзор пока не получал жалоб на агрегаторов и продавцов из-за способа оплаты покупок, сообщило ведомство "Известиям". В Роспотребнадзоре отметили, что рассмотрят жалобы, если они поступят, но пока в службе считают, что действующие нормы нужно толковать буквально, а значит, что компании, которые не используют в своей деятельности наличные расчеты, могут не предоставлять потребителям выбор в способе оплаты. При этом ведомство обещало рассмотреть инициативу ОПИ.
"Безналичная оплата - удобный и общепринятый способ в электронной коммерции. Согласно закону "О защите прав потребителей", агрегаторы, к которым относят маркетплейсы, не обязаны использовать наличные в качестве способа оплаты. Это остается лишь опцией на выбор владельца агрегатора", - сообщили "Известиям" в пресс-службе Ozon. "Яндекс.Маркет" отметил газете, что принимает наличные.
Президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артем Соколов сообщил "Известиям", что розничная онлайн торговля стремительно развивается, а законодательство не успевает меняться так быстро. Он также отметил, что если сейчас буквально следовать букве закона, то нарушителями окажется огромная часть рынка. "Требование наличной оплаты воспринимается уже как анахронизм. Представьте, что вы, например, покупаете подписку на кино: все оформляете онлайн, не вставая с дивана, но для оплаты услуги идете искать кассу - внести наличные", - добавил Соколов.