МОСКВА, 10 ноября. /ТАСС/. Госдума приняла в первом чтении так называемый пятый антимонопольный пакет - законопроект, регулирующий действия цифровых платформ. Документ инициирован правительством РФ.
Документ дополняет закон "О защите конкуренции" новой статьей, которая предусматривает запрет монополистической деятельности лицам, использующим в информационно-телекоммуникационной сети программы для электронных вычислительных машин для заключения сделок продавцов и покупателей. Законопроект распространяет запрет на злоупотребление доминирующим положением на маркетплейсы и агрегаторы, если те оказывают существенное влияние на смежные рынки, а их выручка за последний календарный год превышает 2 млрд руб. Кроме того, согласно законопроекту, компании должны будут согласовывать с ФАС сделки на цифровом рынке свыше 7 млрд руб.
Законопроект также направлен на расширение института экспертизы. Предлагается предусмотреть возможность назначить экспертизу в рамках госконтроля за экономической концентрацией (при рассмотрении антимонопольным органом ходатайств, а также в случаях необходимости обеспечения контроля исполнения предписания).
Законопроектом предусмотрены прозрачные правила назначения экспертов, в частности, эксперт может назначаться как по инициативе антимонопольного органа, так и по ходатайству заявителей или лиц, участвующих в деле о нарушении антимонопольного законодательства. Предусмотрена возможность заявления отвода эксперта, а также устанавливаются требования к эксперту.
"Принятие законопроекта позволит обеспечить эффективность мер антимонопольного контроля в условиях современных "цифровых" рынков, повысить защищенность прав и интересов добросовестных участников таких рынков от возможных проявлений монополистической деятельности, создать правовые механизмы противодействия злоупотреблениям со стороны хозяйствующих субъектов, использующих программы для электронных вычислительных машин, которые обеспечивают взаимодействие иных лиц, выступающих продавцами и покупателями определенных товаров, посредством информационно-телекоммуникационной сети в целях обеспечения возможности совершения между ними сделок", - указали в кабмине.
Эксперты - о новом регулировании
Как отметила ТАСС председатель генерального совета Ассоциации антимонопольных экспертов, партнер BGP Litigation Ирина Акимова, пятый антимонопольный пакет является стратегически важным не только для самого антимонопольного органа, но и для всей цифровой экономики.
"Поэтому принятие законопроекта необходимо также цифровому бизнесу для понимания актуальных правил "игры", например, устанавливается определение "сетевых эффектов", которые были указаны ранее в делах Apple, Google, HeadHunter и др., порядок проведения экспертизы и многое другое", - сказала она, подчеркнув, что антимонопольное законодательство направлено на недопущение злоупотребления недобросовестных участников рынка, ограничивающих конкуренцию.
"В первую очередь такие злоупотребления бьют по малому бизнесу, например, по начинающему стартапу, который недавно вышел на рынок. Конкуренция будет развиваться благодаря установлению прозрачных, недискриминационных и разумных условий доступа МСП к необходимой цифровой инфраструктуре", - пояснила эксперт.
Исполняющий обязанности директора Института конкурентной политики и регулирования рынков НИУ ВШЭ, партнер КА "Муранов, Черняков и партнеры" Олег Москвитин убежден, что развитие крупных интернет-платформ в России давно требует антимонопольного регулирования, препятствующего их возможным антирыночным действиям и картельным соглашениям.
"Отмечу, что пакет направлен не против IТ-платформ, деятельность которых не противоречит в абсолютном большинстве случаев закону. Новое регулирование должно применяться лишь в случае нарушений - указал эксперт в беседе с ТАСС. - Сегодня маркетплейсы имеют все возможности влияния на поставщиков, покупателей и цены. Соответственно, важно не допускать, чтобы такое влияние приводило к ограничению конкуренции, выбора для потребителей и необоснованному росту цен".
При этом, отметил собеседник агентства, доминирование, рыночная власть и влияние на рынок со стороны интернет-платформ имеют свои особенности по сравнению с реальным сектором и другими классическими отраслями. Поэтому эффективная борьба с их возможными злоупотреблениями требует новых законодательных инструментов и подходов.