МОСКВА, 8 декабря. /Корр. ТАСС Виктор Жиров/. Объединенная компания RUSAL (РУСАЛ) Олега Дерипаски не ставит задачу продать свое подразделение по выпуску алюминиевой фольги, на долю которого приходится около 3% общей выручки компании, или $313 млн за 2013 год. Об этом сообщил в интервью ТАСС директор по упаковочному бизнесу РУСАЛа Сергей Горячев. Но любой бизнес все время должен находиться в таком состоянии, чтобы его можно было выгодно продать, "иначе это не бизнес, а хобби", считает он.
В апреле 2014 года трейдер РУСАЛа RTI Ltd заказала у Renaissance Securities оценку неключевых активов компании, а также подготовку документов для их продажи. Среди выставленных на продажу активов разные СМИ называли в том числе и бизнес по выпуску фольги.
Основная проблема упаковочного дивизиона РУСАЛа - единственного производителя фольги в России - рост китайского импорта, треть которого поставляется по серым схемам. Кроме того, компания может перенести проект в Карелии стоимостью €200 млн из-за сложной ситуации на рынке фольги, сообщил Горячев. В интервью ТАСС он рассказал о дисбалансе цен на алюминий в Китае и остальном мире, потерях России от серого импорта китайской фольги и перспективах российского бизнеса.
Нет задачи продать
"Ранее в СМИ действительно были сообщения о том, что РУСАЛ может продать бизнес по выпуску фольги", - сказал ТАСС Сергей Горячев. Но у компании "в настоящий момент нет задачи продать упаковочный бизнес, дивизион нацелен на дальнейшее развитие в рамках РУСАЛа, на наращивание производства продукции с добавленной стоимостью", подчеркнул он. "С другой стороны, бизнес, который не продается, - это не бизнес, а хобби. Задача менеджмента в том, чтобы бизнес был все время в таком состоянии, чтобы его можно было выгодно продать", - полагает глава дивизиона.
Сложившаяся на мировом фольгопрокатном рынке ситуация сейчас не располагает к сделкам M&A и созданию новых производств. "Существующий дисбаланс цен на сырье для фольгопрокатной промышленности между Китаем и остальным миром пока ставит под вопрос реализацию любых новых проектов в фольгопрокате где-либо, кроме КНР", - говорит Горячев. По его словам, все участники рынка занимают выжидательную позицию. "Крупных сделок M&A или анонсов новых проектов мы в своем сегменте сейчас не видим", - отметил он.
Емкость мирового рынка фольги сегодня составляет около 4,2 млн тонн в год. "За последние десять лет Китай увеличил производственные мощности по фольге в десять раз, доведя их до 2,5 млн тонн в год, что покрывает 60% мирового потребления фольги. Если еще пять лет назад Китай был нетто- импортером фольги, то сейчас он нетто-экспортер - основной игрок, определяющий цену на мировом рынке фольги", - утверждает Горячев.
Отрасль несет убытки
Основная проблема для производителей фольги - дисбаланс цен на первичный алюминий в Китае и остальном мире. Разрыв в рыночной стоимости алюминия между Китаем и Европой (в том числе и Россией) достиг на сегодняшний день $530 на тонну.
Дело в том, что правительство КНР целенаправленно стимулирует развитие перерабатывающей промышленности в своей стране, отмечает глава упаковочного дивизиона РУСАЛа. Китайские фольгопрокатные заводы в отличие от местных производителей первичного алюминия при экспорте получают возмещение НДС (налог на добавленную стоимость) в размере 15%.
В результате только на закупке металла китайские производители фольги выигрывают у заводов Евросоюза, России и США по $500 с тонны. При том что вся себестоимость передела составляет около $1-1,5 тыс. на тонну. "Все остальные производители фольги вынуждены ориентироваться на китайский уровень цен - и нести убытки", - сетует Горячев.
"Если ситуация с разрывом цен на алюминий между Китаем и Европой не выправится в ближайшее время, то с европейским фольгопрокатом произойдет то же самое, что и с американским: собственное производство исчезнет и заместится импортом", - прогнозирует он, отмечая, что сейчас в США "осталось всего четыре-пять небольших фольгопрокатных заводов, тогда как большая часть потребляемой фольги импортируется".
10% рынка - серый импорт
Упаковочный дивизион РУСАЛа, в состав которого входят три фольгопрокатных завода - "Саянал", "Арменал" и "Уральская фольга", а также "Саянская фольга", занимающаяся перемоткой бытовой фольги, - является единственным производителем фольги в России. РУСАЛ занимает 40% внутреннего рынка объемом около 55 тыс. тонн фольги в год. Остальное - импорт. "Более половины совокупного импорта, составляющего около 30 тыс. тонн, ввозится в Россию из Китая (35%) и Германии (24%)", - сообщил Горячев.
"К сожалению, более трети импорта из КНР ввозится через дальневосточные порты по серым схемам с занижением таможенной стоимости в три-четыре раза", - говорит директор по упаковочному бизнесу РУСАЛа. По его оценкам, доля серого импорта фольги из Китая в Россию в стоимостном выражении оценивается более чем в $20 млн при общем годовом объеме российского рынка $220 млн. Прямые потери российского бюджета из-за занижения таможенной стоимости фольги недобросовестными импортерами оцениваются в 120-130 млн руб. в год, подсчитал Горячев.
"При рыночной цене $3,5-4 тыс. за тонну фольги недобросовестные импортеры декларируют фольгу китайского происхождения по цене менее $1 тыс. за тонну, что в два-четыре раза меньше стоимости металла, из которого она изготовлена", - говорит он. "Названия компаний-импортеров меняются каждый год - обычно это ничего не значащие комбинации из трех букв. При этом суть сложившейся криминальной схемы остается неизменной - задекларировать фольгу по заниженной стоимости, а затем оспорить корректировку таможенной стоимости в суде, представив в обоснование заниженных цен фиктивные инвойсы (счет-фактура. - ТАСС) компаний-посредников из офшорных юрисдикций", - возмущается Горячев.
Для исправления ситуации с недобросовестной конкуренцией РУСАЛ взаимодействует с Федеральной таможенной службой, выступает третьей стороной в судах, представляет материалы, позволяющие определить справедливую таможенную стоимость. "Мы рассчитываем на поддержку со стороны власти в защите своих законных интересов и надеемся, что вместе нам удастся перекрыть каналы серого импорта фольги", - добавил глава упаковочного дивизиона РУСАЛа.
Проект на €200 млн
Из-за сложной ситуации на рынке проект РУСАЛа в Карелии на €200 млн по перепрофилированию Надвоицкого алюминиевого завода на выпуск фольги может быть отложен, сообщил Горячев.
Надвоицкий завод производил алюминий, но предприятие работало с высокими издержками из-за энерготарифов, поэтому производство металла на нем, как и еще на пяти заводах РУСАЛа, было приостановлено. РУСАЛ рассматривал возможность создания на этой промышленной площадке нового фольгопрокатного завода мощностью 60 тыс. тонн.
"У нас сейчас находится в проработке проект строительства в Надвоице фольгопрокатного производства на 60 тыс. тонн. Речь идет о строительстве нового современного фольгопрокатного завода с шириной прокатных станов до 2200 мм. Сейчас мы выполняем проектные работы и находимся в диалоге с ВЭБом относительно финансирования данного проекта. Он оценивается в €200 млн. Но текущая конъюнктура рынка пока не позволяет нам говорить, что мы можем его сейчас реализовать", - заявил Горячев. По его словам, сложная ситуация на рынке не позволяет сегодня получить приемлемые показатели по окупаемости.
В поисках новых рынков
Упаковочный бизнес РУСАЛа в текущих условиях "сосредоточен на устранении узких мест в производстве и повышении эффективности", говорит глава дивизиона. "В первую очередь все наши инвестиционные проекты направлены на снижение удельных расходов, снижение себестоимости, что для нас крайне важно. Мы пока технологически отстаем от Китая и Европы, поскольку наши заводы строились 20-40 лет назад", - утверждает он. "Наши конкуренты в последние годы инвестировали в оборудование большие средства, - отметил Горячев. - Теперь время и нам усиливать технологии и наращивать мощности". РУСАЛ производит 90 тыс. тонн фольги в год силами трех предприятий, тогда как в Китае есть заводы, производящие до 300 тыс. тонн фольги.
Доля упаковочного дивизиона в общей выручке РУСАЛа, занимающегося добычей бокситов, выпуском глинозема и производством алюминия и сплавов, составляет около 3% ($313 млн, согласно отчету компании). Но это в компании единственное downstream-подразделение (глубокая переработка), создающее продукты с высокой добавленной стоимостью, говорит глава дивизиона.
"Две трети нашего производства фольги идет на экспорт, в основном в США и Европу, одна треть реализуется в России. На экспорт мы в основном продаем бытовую фольгу. Покупателями являются крупные компании-перемотчики, которые затем поставляют эту продукцию в крупные торговые сети, такие как Walmart, Metro, Auchan. Объемы наших экспортных поставок в Америку и Европу распределены примерно 50 на 50, небольшие поставки осуществляются также на Ближний Восток и в Латинскую Америку", - сообщил Горячев.
На внутреннем рынке сейчас компания ищет новые ниши и пытается освоить выпуск новой продукции. В 2015 году РУСАЛ выходит на новый для себя рынок - фольги для производства пищевых контейнеров, отметил Горячев. "Это огромный рынок, начиная от упаковки для питания в самолетах и заканчивая формами для выпечки, барбекю и т. п. По объемам рынок сопоставим с рынком бытовой фольги", - сообщил он. В будущем упаковочный бизнес РУСАЛа может удвоить свои продажи за счет этого рынка, если будут построены новые мощности, полагает директор дивизиона.
В рамках этой работы РУСАЛ инвестирует $17 млн в увеличение мощности "РУСАЛ-Саянал" в Хакасии на 25% к 2016 году, с 40 тыс. до 50 тыс. тонн фольги в год, в основном за счет высокотехнологичной фольги, предназначенной для изготовления гибкой упаковки. В Московской области на базе "Саянской фольги" в 2015-2016 годах планируется запустить цех по производству многослойных упаковочных материалов на основе фольги, сообщил Горячев. Достоинство этого проекта по сравнению с "Саяналом" - близость к конечному потребителю гибкой упаковки.
На сегодняшний день главная цель упаковочного дивизиона РУСАЛа - импортозамещение, развитие технологий и снижение себестоимости. "Мы можем на 100% обеспечить потребность в фольге на российском рынке. Естественно, импорт будет существовать всегда, но занять львиную долю на внутреннем рынке - наша стратегическая цель", - заключил топ-менеджер РУСАЛа.