22 ноября 2022, 13:56
Арктика

Единый оператор севзавоза поможет предпринимателям регионов оптимизировать логистику

Заместитель министра, начальник управления стратегического планирования, территориального развития и государственных программ правительства Архангельской области Евгения Шелюк отметила, что единый оператор позволит предпринимателю через единую цифровую систему найти место на судне, наиболее оптимальное по цене, по времени и по маршруту

МОСКВА, 22 ноября. /ТАСС/. Создание единого оператора северного завоза и цифровой платформы позволит предпринимателям, участвующим в перевозке грузов, находить оптимальные логистические решения и снижать издержки. Об этом сообщила заместитель министра, начальник управления стратегического планирования, территориального развития и государственных программ правительства Архангельской области Евгения Шелюк.

В законопроекте "О северном завозе" закреплено само понятие "северный завоз", распределены полномочия в этой сфере между федеральным, региональным и муниципальным уровнем власти. Документом также предусмотрена комплексная система управления северным завозом, которая позволит снизить цены по всей цепочке доставки грузов.

"Для индивидуальных предпринимателей с их небольшими объемами, которые участвуют в северном завозе, услуги по перевозке грузов в труднодоступные территории осуществляются по остаточному принципу. Для предпринимателей большая проблема найти перевозчика, найти место на пароходе, чтобы туда свой небольшой объем муки загрузить. <…> Мы видим, что в проекте федерального закона "О северном завозе" многие проблемы будут решаться. Например, единый оператор позволит предпринимателю через единую цифровую систему найти место на судне, наиболее оптимальное по цене, по времени, по маршруту. Мы видим в этом преимущество", - сказала Шелюк на заседании дискуссионного клуба экспертного центра Проектного офиса развития Арктики (ПОРА).

При этом, по ее мнению, проблемными остаются вопросы развития транспортно-логистической сети и финансирования новых объектов. "Те средства, которые планируются в рамках проекта федерального закона, они направлены, в первую очередь, на закупку самого груза. Наверное, наибольшие расходы, которые потребуются, - это строительство причалов, мостов, железных дорог - той самой опорной транспортно-логистической сети. За чей счет это будет осуществляться, наверное, один из главных вопросов", - отметила она.

Проблемной для малого и среднего бизнеса также остается высокая стоимость доставки товаров маломерными судами. "Предприниматель, осуществляющий доставку муки, зафрахтовать большое судно не может, экономически для него это невыгодно. А доставка маломерными судами в сравнении с морскими грузовыми перевозками - здесь стоимость для предпринимателя такой транспортировки где-то примерно на 40% выше, чем большими судами. Кроме того, маломерные суда недостаточно приспособлены к грузовым перевозкам из-за отсутствия трюма и грузоподъемного оборудования", - пояснила заместитель министра.

В конце октября глава Минвостокразвития Алексей Чекунков на заседании комитета по развитию Дальнего Востока и Арктики в Госдуме заявил, что компания "Росатом" может выполнять функции единого морского оператора северного завоза. Он также отметил, что законопроект о северном завозе внесут в Госдуму до конца февраля. Северный завоз осуществляется в 25 субъектах России, куда ежегодно завозится 3,2 млн тонн грузов.