МОСКВА, 5 декабря. /ТАСС/. Железная дорога от основной части Азербайджана в Нахичеванскую Автономную Республику через территорию Армении могла бы стать ответвлением транспортного коридора "Север - Юг". Об этом заявил в понедельник глава МИД Азербайджана Джейхун Байрамов по итогам переговоров с министром иностранных дел РФ Сергеем Лавровым.
Байрамов уточнил, что Нахичевань имеет железнодорожное сообщение с Ираном. "При удачном продвижении данного маршрута это может быть еще одним ответвлением проекта "Север - Юг", и [эта дорога] является еще одним подтверждением того, что от продвижения и от прогресса по различным трекам постконфликтного урегулирования не только Армения и Азербайджан, но и все региональные страны могут получить выгоду", - сказал он.
Байрамов напомнил, что строительство железной дороги в Азербайджане уже идет. "Не дожидаясь окончательных договоренностей, Азербайджан на своей территории этот проект осуществляет. И железнодорожное полотно, и вся инфраструктура строится, в 2023 году она будет завершена до границы с Арменией", - добавил он.
Глава азербайджанского МИД подчеркнул возрастающую актуальность коридора "Север - Юг" и необходимость расширения его возможностей.
Проект сухопутного сообщения через территорию Армении в Нахичевань называют в Азербайджане Зангезурским коридором. Разблокирование коммуникаций между двумя странами является одной из ключевых позиций трехстороннего заявления лидеров России, Азербайджана и Армении, подписанного в 2020 году и положившего конец боевым действиям в зоне нагорнокарабахского конфликта. Ереван при этом неоднократно заявлял, что трехсторонние заявления лидеров о прекращении военных действий в Нагорном Карабахе и открытии региональных коммуникаций не предполагают предоставления Баку каких-либо коридоров по территории Армении.
Межправительственное соглашение о создании мультимодального транспортного коридора "Север - Юг" подписано Россией, Индией и Ираном в 2000 году. Позже состав участников расширился до 14. Цель проекта - привлечение транзита грузопотоков из Индии, Ирана и стран Персидского залива через российскую территорию в Европу (в сравнении с морским маршрутом через Суэцкий канал расстояние сокращается более чем в два раза, что снижает сроки и стоимость перевозок). Сейчас проект объединяет несколько различных транспортных систем отдельных государств.