16 января 2023, 20:28

Косачев считает неверной постановку вопроса об отмене платы за транссибирские перелеты

Вице-спикер Совета Федерации Константин Косачев. Михаил Метцель/ ТАСС
Вице-спикер Совета Федерации Константин Косачев
Вице-спикер Совета Федерации напомнил, что после вступления в ВТО Россия была готова пересмотреть механизм транссибирских роялти, однако соглашение между РФ и ЕС так и не вступило в силу

МОСКВА, 16 января. /ТАСС/. Вице-спикер Совета Федерации Константин Косачев назвал неверной постановку вопроса об отмене взимания Россией платы с иностранных авиакомпаний за использование воздушного пространства над Сибирью в случае снятия ограничений на перелеты.

"Сама постановка вопроса об отмене оплаты за право пролета над территорией России в корне неверна, - написал сенатор в Telegram-канале. - Европейским чиновникам следовало бы получше разобраться, что представляет собой механизм транссибирского роялти".

По его словам, речь идет не о плате за право пролета, а о так называемых пульных соглашениях, которые применяют в международной практике как чисто коммерческие договорные инструменты. Такие договоры, как отметил Косачев, заключены и действуют между российскими и зарубежными авиакомпаниями, осуществляющими рейсы через транссибирские маршруты.

Он пояснил, что такой механизм существует с 1970-х годов. Он предусматривает взимание платы за использование иностранными перевозчиками авиационной инфраструктуры во время пролета. Взамен иностранные авиаперевозчики сокращают свой маршрут и экономят значительные деньги. Аналогичная практика в том или ином виде существует в таких государствах как Канада, Бразилия и Китай. При этом, как отметил Косачев, роялти, которые получила РФ,  направляют на модернизацию инфраструктуры, "поскольку когда самолет летит над территорией России, используется и амортизируется наземное оборудование, которое строилось СССР и (или) Россией".

Вице-спикер Совфеда напомнил, что после вступления в ВТО РФ хотела пересмотреть механизм транссибирских роялти, но соглашение между Россией и Евросоюзом так и не вступило в силу. По словам Косачева, Брюссель не выполнил своего обещания допустить российские авиакомпании на внутренние рейсы ЕС. Он отметил, что сейчас условий для обсуждения этого вопроса нет, так как воздушное пространство ЕС закрыто для российских авиакомпаний из-за санкций, а российское пространство закрыто для авиакомпаний ЕС.

"Не будет лишним отметить и то, что решение ЕС сохранить систему торговли квотами на парниковые газы для воздушных судов также стало одной из причин решения России не отменять роялти за транссибирские перелеты, - сказал вице-спикер Совфеда, назвав этот шаг справедливым, потому что иностранные самолеты выбрасывают в наше воздушное пространство СО2, загрязняя атмосферу. "Поэтому сегодняшнее требование Еврокомиссии звучит скорее как: "а давайте дадом, то есть - даром?" - резюмировал Косачев.

В свою очередь глава комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Андрей Клишас отметил, что сама постановка вопроса со стороны "недрузей", что Европейская комиссия что-то потребовала от России уже звучит комично. "Пусть лучше скажут спасибо России, что им пока над Украиной летать можно", - отметил сенатор.

Глава гендиректората Еврокомиссии по мобильности и транспорту Хенрик Хололей на конференции по авиасообщению в Дублине сообщил, что авиационные власти Евросоюза хотят, чтобы РФ отменил плату за транссибирские перелеты в случае открытия для западных авиакомпаний своего воздушного пространства, закрытого в ответ на соответствующие действия ЕС по запрету полетов в европейском пространстве для российских самолетов.

О закрытии воздушного пространства

Россия закрыла свое воздушное пространство для западных авиакомпаний 28 февраля прошлого года в ответ на соответствующие действия ЕС, США и других стран Запада в рамках антироссийских санкций. Это нанесло и продолжает наносить серьезный экономический ущерб крупным европейским компаниям, потерявшим возможность осуществлять экономичные прямые перелеты в Азию. В настоящее время воздушное пространство для западных компаний остается закрытым, транссибирские полеты не осуществляются.

Евросоюз безуспешно добивался от России отмены оплаты за транссибирские перелеты с 2002 года, несмотря на нанесение существенного ущерба российской экологии при их осуществлении.