МОСКВА, 13 января. /ТАСС/. Михаил Погосян до конца недели покинет пост президента Объединенной авиастроительной корпорации, которую он возглавлял с февраля 2011 года. Он станет генконструктором ОАК. Возглавит же корпорацию замглавы Минпромторга Юрий Слюсарь, сообщил глава министерства Денис Мантуров. Приоритетом в работе Слюсаря станет развитие гражданского самолетостроения и усиление интеграции с авиационными холдингами "Ростеха", говорят источники в отрасли.
Совет директоров ОАК рассмотрит вопрос о досрочном прекращении полномочий президента корпорации 16 января, сообщила компания в корпоративных материалах. В тот же день должен быть избран новый президент и согласованы другие вопросы, связанные с должностью главы корпорации.
"С учетом того, что сегодня (ОАК - прим. ред.) перегружен новыми тематиками - как в боевой авиации, транспортной, военно-транспортной, в дальней авиации, так и в гражданской - принято решение об усилении и разделении должностей генерального директора и генерального конструктора", - сообщил министр.
"Что касается гендиректора, принято решение о назначении Слюсаря Юрия Борисовича о назначении гендиректором. Директива подписана. Соответственно в ближайшее время все организационные вопросы должны быть реализованы", - добавил он. Генконструктором корпорации, по словам Мантурова, остается Погосян.
Должностей гендиректора и генконструктора в ОАК до сих пор не было. Погосян был президентом корпорации - единоличным исполнительным органом ОАО ОАК и председателем правления. В повестке совета директоров ОАК, назначенного на 16 января, вопрос разделения полномочий президента не значится. Для введения должностей гендиректора и генконструктора корпорации необходимо изменить устав.
ОАК объединяет основные самолетостроительные компании России. Росимуществу принадлежит более 85% акций корпорации, еще 8,6% - у ВЭБа, около 6% - у частных акционеров. Избранного советом директоров кандидата утверждает президент России.
Погосян возглавил ОАК в феврале 2011 года с 5-летним контрактом. Контракт должен был закончиться в феврале 2016 года. Но на протяжении 2014 года источники ТАСС в отрасли неоднократно говорили о его возможном уходе.
Основные публичные претензии к работе ОАК были связаны с неудачами по проекту Sukhoi Superjet 100 (SSJ-100), который призван фактически возродить массовое гражданское самолетостроение в России. Проект был инициирован Погосяном, еще когда он возглавлял компанию "Сухой". Первый коммерческий рейс этот самолет совершил в ноябре 2011 года. Погосян говорил, что любому новому самолету нужны один-два года на преодоление "детских болезней" - системных дефектов, возникающих на первоначальной стадии эксплуатации авиатехники. У SSJ-100 на это ушло три года. В конце 2014 года в компании-производителе SSJ-100 - "Гражданских самолетах Сухого" - сообщили, что все системные дефекты проекта будут устранены окончательно в течение месяца.
Сложности были и с экономикой проекта. Еще в 2013 году положение "Гражданских самолетов Сухого" ухудшилось до такой степени, что решения по финансовой стабилизации компании и проекта пришлось принимать на уровне президента и правительства. Госкорпорация ВЭБ в итоге получила пакет в материнской компании ГСС - "Сухой" - в рамках конвертации кредита. А в декабре 2014 года правительство выдало госгарантии по проекту SSJ-100 на $600 млн, которые позволят ГСС привлечь кредит на эту сумму в Сбербанке.
Погосян уходит "не за что-то конкретное, а скорее по совокупности", говорит один из источников ТАСС в отрасли.
Альтернатив топ-менеджеру долгое время не было, говорит другой источник ТАСС. "С работой Погосяна в отрасли связывают восстановление позиций "Сухого", успешно выполняющего контракты и по гособоронзаказу, и по экспорту военной авиатехники. Но на "Сухом" за последние годы сформировалась достаточно сильная и самостоятельная команда управленцев во главе с Игорем Озаром. Не зависит лично от Погосяна и второй крупнейший самолетостроитель России - корпорация "Иркут" во главе с Олегом Демченко". "Так что сейчас риск дестабилизации ситуации в военном авиастроении из-за отставки Погосяна, по сути, отсутствует", - уверен источник.
Юрий Слюсарь работал директором департамента авиационной промышленности Минпромторга с 2010 года. В мае 2012 года с назначением министром промышленности и торговли Дениса Мантурова Слюсарь стал его заместителем по авиапрому.
Для Мантурова назначение выходца из министерства на проблемный актив, которым сейчас является ОАК, - не первый опыт. Замминистра Алексей Рахманов, курировавший судостроение, летом 2014 года был избран президентом Объединенной судостроительной корпорации (ОСК). Тогда же в авиастроительной отрасли заговорили, что аналогичная схема повторится с ОАК. Но источники ТАСС в окружении Слюсаря утверждали, что замминистра "не горит желанием возглавить ОАК". Слюсарь не комментировал слухи.
Замминистра в течение дня не ответил на вопрос ТАСС о возможном переходе в корпорацию.
Слюсарю предстоит вплотную заняться вопросами гражданского авиастроения, утверждает один из источников ТАСС. Еще одна задача - усиление координации с авиастроительными активами "Ростеха". "Прямое введение ОАК в "Ростех" можно исключить (такой вариант рассматривался некоторое время назад, - прим. ТАСС). У "Ростеха" достаточно проблемных активов", - говорит осведомленный источник ТАСС, не исключая обратного сценария - выведения части профильных активов "Ростеха" в ОАК. В любом случае, по его словам, предполагается усиление координации между ОАК и такими авиационными активами "Ростеха" как Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК), "Авиационное оборудование" и КРЭТ.