Малый бизнес придумал, как вернуть себе несколько сотен миллиардов рублей. Для этого он в очередной раз обращает внимание на комиссии, которые вынужден платить банкам за эквайринг банковских карт. Об этом на прошедшей в пресс-центре ТАСС пресс-конференции рассказали представители сразу нескольких бизнес-ассоциаций, представляющих розничную торговлю и услуги: "Опоры России", Ассоциации малоформатной торговли, Ассоциации компаний интернет-торговли, Федерации рестораторов и отельеров, а также ретейловых сетей.
Из чего складываются тарифы, почему предприниматели считают их чрезмерными и скажется ли их возможное снижение на ценах для конечного потребителя — рассказываем в нашем материале.
Эквайринг — это…
1
Технологический процесс. До потребителя он доходит в виде проведения безналичных транзакций в магазинах или других общественных заведениях с помощью банковских карт. Но на самом деле понятие эквайринга шире. К нему можно отнести не только комиссии, которые взимаются за проводимые транзакции, но и выпуск банками карт, и даже установку и обслуживание оборудования для проведения расчетов.
Тариф на эквайринг состоит из двух частей: одна (так называемый интерчейндж) устанавливается платежной системой. В России — это НСПК, управляющая расчетами по картам "Мир", а также платежами внутри страны по картам иностранных платежных систем, которые ушли с отечественного рынка. Другая часть взимается непосредственно банками-эквайерами (теми, кто устанавливает свое ПО на терминалы и кассы). Претензии у малого бизнеса к обоим контрагентам. К НСПК — за то, что устанавливает высокий тариф и никак не поясняет его обоснованность, а к банкам — за то, что хоть их комиссии и не такие высокие, как у платежной системы, но все равно намного превышают затраты на установку оборудования. К тому же интерчейндж возвращается банкам-эмитентам (тем, кто выпускает карты).
Цена вопроса
2
"Когда карточный бизнес в России только начинался, эквайринг стоил 4%", — рассказал на пресс-конференции в информационном центре ТАСС вице-президент "Опоры России", президент Ассоциации малоформатной торговли Владлен Максимов. Сегодня, по оценкам предпринимателей, в России средняя стоимость эквайринга составляет 2–2,5% от суммы каждой операции (в некоторых случаях комиссия доходит и до 6%). По словам Владлена Максимова, было время, когда тарифы на эквайринг снижались, однако несколько лет назад они снова начали расти.
Нынешние комиссии представители бизнеса считают непомерной нагрузкой, приносящей им дополнительные расходы более 500 млрд рублей в год. По словам участников конференции, в России один из самых высоких тарифов на эквайринг в мире. Оборот по картам в 2021 году по данным, которые бизнесмены приводили со ссылкой на ЦБ РФ, составил 67,82 трлн рублей. 38,15 трлн (56%) из них пришлось на оплату товаров и услуг. Из этой суммы около 2% было потрачено ретейлом на эквайринг.
"Кстати, даже если потом клиент возвращает товар, бизнес платит за эквайринг, банк ему обратно комиссию не возвращает, — пояснил председатель совета директоров cети хобби-гипермаркетов "Леонардо" Борис Кац. — А ведь розничная торговля — один из самых низкомаржинальных бизнесов со средней доходностью 4%". В свою очередь, член президиума Федерации рестораторов и отельеров Максим Привезенцев в качестве еще одного примера привел курортный сбор, который в некоторых регионах обязаны взимать отели с отдыхающих. "Если отельер берет его безналом, то он потом переводит сумму сбора государству и при этом платит вместо него эквайринг. По сути, дополнительный квазиналог", — недоумевает он.
Почему так дорого?
3
Выступая на пресс-конференции, президент Ассоциации компаний интернет-торговли Артем Соколов сослался на зарубежный опыт, где зачастую тарифы на эквайринг искусственно ограничены государством и находятся на уровне 0,2–0,3%. Почему же в России тарифы выше на порядок? Как рассказал Владлен Максимов, 30 лет назад для РФ система эквайринга была позаимствована у США. При этом за образец была взята схема с кредитными картами. То есть банк предоставлял клиенту заемные средства бесплатно (на некоторое время), но при этом владельцы магазинов частично компенсировали ему недополученные от покупателя проценты с помощью комиссии за эквайринг. Но у нас почему-то эту схему перенесли на дебетовые карты, когда банк никаких денег клиенту не предоставляет, он, клиент, тратит свои.
Критикуя — предлагай
4
"Когда-то оборот по картам составлял лишь 3–5% от общей суммы, но в то время установить у себя терминал и принимать карты было для бизнеса символом престижа, и высокий тариф воспринимался спокойно", — говорит Владлен Максимов. Теперь же по стране установлено порядка 3,72 млн электронных терминалов (на 1 октября 2022 года), карты обязаны принимать все предприятия торговли и сферы услуг, оборот которых превышает 5 млн рублей в год. Иначе — наказание вплоть до закрытия точки. Но почему отработанные давно технологии стоят 2%, а вооруженные люди с автоматами и на броневике (имеется в виду инкассация) стоят 0,4%?" — возмущаются предприниматели.
В качестве мер по снижению тарифов они предлагают несколько шагов. Во-первых, законодательно разделить эквайринг по дебетовым и по кредитным картам. По первым он должен быть намного ниже, чем по вторым. Во-вторых, выделить эквайринг отдельной строкой расходов в бюджетах государственных и муниципальных учреждений, чтобы они возвращали уплаченные бизнесом комиссии за переводы в их пользу.
Покупатель получает… что?
5
Остается открытым вопрос — а что от снижения тарифов выиграют покупатели? По большому счету ничего. Представители бизнеса говорят, что в льготный период снижение цен имело место на маркетплейсах, однако существуют большие сомнения, что покупатели всерьез отнеслись к понижению цены на 1–2%. Гораздо более заметными выглядели скачки цен (причем в обе стороны, а не только вверх) из-за колебаний курса рубля по отношению к иностранным валютам. Правда, банки указывают на то, что начислили клиентам в 2021 году 150 млрд рублей в виде кешбэка. "Но ретейлеры и сами отдали покупателям 380 млрд рублей в виде программ лояльностей. А 150 млрд банки начислили за счет тех денег, которые получили от розницы", — замечает Артем Соколов.
Однако сейчас даже при уменьшении тарифа на эквайринг предприниматели о снижении цен говорят уклончиво. По их словам, компаниям найдется куда потратить освободившиеся деньги — на повышение зарплаты персоналу или на инвестиции в производство и ассортимент.
Реакция государства
6
Предприниматели подчеркивали, что эта тема поднимается ими не первый раз, но безрезультатно. Тем не менее сказать, что государство не слышит ретейлеров, все-таки нельзя. В середине апреля 2022 года Банк России ограничил максимальную комиссию за эквайринг в 1%. Это послабление коснулось торговых предприятий, занимающихся розничной продажей "продуктов питания и еды, потребительских товаров и товаров повседневного спроса, топлива, медицинских изделий и лекарственных препаратов". Что касается сферы услуг, то это относилось к компаниям, оказывающим их в сфере связи, ЖКХ, медицины, образования, культуры, туризма и пассажирских перевозок. Ограничения на комиссию действовали до конца августа, после чего не были продлены.
Но основным альтернативным проектом безналичных расчетов остается Система быстрых платежей (СБП), продвигаемая Центральным банком РФ. Одним из главных преимуществ СБП как раз и выступают низкие комиссии за эквайринг: от 0,4% до 0,7% от суммы платежа. Более того, до конца 2022 года даже эти комиссии возвращались компаниям — в качестве одной из мер поддержки бизнеса. Но и здесь бизнесмены остаются недовольны. По словам Бориса Каца, его компания проводила эксперимент, предлагая каждому покупателю расплатиться либо картой, либо QR-кодом. Из более чем 3 тыс. человек СБП воспользовались всего четверо. "У клиента нет стимула платить через QR-коды. Карточка для него привычнее и проще", — резюмирует он.
QR вместо карты?
7
В отличие от карты, в оплате через СБП нужно либо наводить камеру телефона на QR-код на экране терминала и выбирать в приложении банк, через который оплачивать покупку, либо действовать через мобильное приложение банка. Это несколько дольше, чем просто приложить карточку к терминалу, но вовсе не критично. В конце концов, карту раньше тоже необходимо было "прокатывать" через терминал, где она регулярно не срабатывала.
Но, судя по всему, никаких самостоятельных способов "раскрутки" нового вида оплаты бизнес предлагать не собирается.
Тем не менее уже к лету объем платежей по QR-кодам может вырасти до 37%, а количество транзакций — до 50% от общего объема совершенных платежей. Такой вывод делается в исследовании "Тинькофф Бизнес", в котором были проанализированы данные о платежных транзакциях 30 млн физлиц и результаты опроса 6 тыс. предпринимателей. Ровно треть опрошенных (33%) считает, что уже в ближайшем будущем бизнес откажется от оплаты картами.
В ходе исследования выяснилось, что 89% предпринимателей знают о возможности приема платежей через QR-коды, но пока только 55% уже подключили ее. Зато, в свою очередь, в декабре 2022 года 24% покупателей как минимум один раз использовали QR-код для оплаты товаров и услуг. В декабре 2021 года таковых было всего 3,5%. Объем платежей через СБП составил 5% от общей суммы трат в онлайне и офлайне. Чаще всего транзакции проводят в супермаркетах (26,1%), заведениях фастфуда (11,1%) и на маркетплейсах (10,6%).
Евгений Мазин