МОСКВА, 24 марта. /ТАСС/. Росатом рассматривает возможность строительства пилотной атомной термоэлектрической станции теплоснабжения (АТСТ) "Елена-АМ", предназначенной для маленьких труднодоступных поселков. Как следует из документов, размещенных на сайте госзакупок, госкорпорация заказала разработку проекта реактора и технологического оборудования для такой станции, цена контракта - 3 млрд рублей.
АТСТ "Елена-АМ" будет предназначена для выработки электричества и тепловой энергии для теплоснабжения потребителей децентрализованного энергообеспечения отдаленных и труднодоступных регионов, говорится в техническом задании. В первую очередь - для теплоснабжения населенных пунктов с дальнепривозным органическим топливом. Часть вырабатываемой электроэнергии АТСТ будет использовать на покрытие собственных нужд, что позволит ей работать автономно без внешнего электропитания.
Особенность АТСТ "Елена-АМ" в том, что для выработки электроэнергии тепло здесь будет преобразовываться в электричество напрямую, с помощью так называемых термоэлектрогенераторов - устройств, вырабатывающих электричество за счет разницы температур на контактах. Низкий КПД такого метода компенсируется возможностью использовать вырабатываемое тепло для обогрева. Номинальная тепловая мощность будущего реактора - 7 МВт, электрическая мощность станции - не менее 200 кВт, что достаточно для обогрева и освещения двух-трех небольших отдаленных поселков. Планируемый срок службы станции на одной загрузке топливом - 40 лет.
"Елена-АМ" - станция необслуживаемая. Как сказано в ТЗ, проект реактора должен предусматривать его саморегулирование во всем диапазоне электрической и тепловой нагрузок без вмешательства оператора и без подключения внешних источников энергии. Все оборудование реакторной установки должно безаварийно работать 8 400 часов (350 суток), после чего допускается проведение двухнедельного техобслуживания и планово-предупредительного ремонта с заменой отдельных узлов и деталей.
Станция и, в первую очередь, реактор должны будут продолжать работу во время и после землетрясения магнитудой 8 баллов. А в случае девятибалльных сейсмических колебаний автоматика должна будет обеспечить перевод станции в безопасный режим. "Елена-АМ" должна без потери работоспособности выдерживать падение самолета массой 20 т со скоростью 215 м/с. В качестве запроектной аварии учитывается падение самолета массой до 200 т со скоростью не более 100 м/с. В этом случае реактор должен автоматически перейти в безопасное состояние. Станция должна сохранять бесперебойную работоспособность при температуре окружающей среды от плюс 45 градусов летом до минус 70 градусов зимой.
Об АТСТ "Елена"
Первый реактор и станция семейства "Елена" были спроектированы к началу 1990 года. Была поставлена задача разработать малую АЭС для отапливания и энергообеспечения небольших отдаленных труднодоступных населенных пунктов. Первый опытно-промышленный образец такой станции предполагалось использовать для теплоэлектроснабжения маленького научного поселка Тихоокеанского океанологического института в районе бухты Елена на острове Попова. Отсюда пошло название проекта. Были разработаны рабочие чертежи установки, однако в силу экономических причин работа остановилась на этом этапе.
В июле 1991 года на совещании в Совете Министров Якутской-Саха АССР было принято решение о строительстве АСММ типа "Елена" в поселке Кюсюр. Однако августовский путч не позволил довести эти планы до конца. Идеи построить АТСТ "Елена" в Приморском крае в поселках Красный Яр, Соболиное и Ясеневое и в Хабаровском крае в поселках Чумикан и Неран также не получили дальнейшего развития.