30 марта 2023, 19:51

КС РФ определил основания для исключений в борьбе с картелями на конкурентных торгах

Из постановления следует, что фактический, но юридически не оформленный контроль одним физлицом над двумя юрлицами, не может служить основанием для исключения

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 30 марта. /ТАСС/. Конституционный суд России (КС РФ), рассмотрев жалобу двух самарских девелоперов, фактически подконтрольных одному лицу, пришел к выводу, что установленные нормами ФЗ "О защите конкуренции" строгие формальные основания для исключений в запрете картельных сговоров не подлежат расширительному толкованию. Фактический, но юридически не оформленный контроль одним физлицом над двумя юрлицами, не может служить основанием для исключения, следует из постановления КС РФ.

"Признать ч. 8 ст. 11 ФЗ "О защите конкуренции" соответствующей Конституции РФ, поскольку по смыслу данной нормы в системе действующего правового регулирования условием, при котором запрет картеля не распространяется на соглашения хозяйствующих субъектов - участников торгов, признаются исключительно установленные ею признаки контроля одного хозяйствующего субъекта в отношении другого или одного лица в отношении хозяйствующих субъектов", - говорится в постановлении.

Решение ФАС в Самаре

Самарское управление Федеральной антимонопольной службы в 2020 году, проанализировав несколько конкурсов по государственным контрактам в регионе, зафиксировало, что две фирмы - АО "Специализированный застройщик "Кошелев-проект Самара" и АО "Кошелев-проект" - вместе участвовали в одних и тех же торгах. После первого незначительного снижения максимальной цены одна из компаний отказывалась от борьбы. Как считает ФАС, таким образом компании искусственно удерживали цены на торгах и действовали как картель.

Антимонопольный орган назначил обеим фирмам штрафы, их общая сумма составила 138 млн рублей. Юрлица попытались оспорить это решение УФАС в суде, указывая на фактическую принадлежность фирм одному физическому лицу, в связи с чем компании не могут выступать конкурентами. Суд отклонил доводы девелоперов, сославшись на то, что ФЗ "О защите конкуренции" устанавливает формальные критерии, по которым фирмы могут быть "группой лиц", связанных воедино.

Кроме того, суды, рассматривая это дело, установили, что девелоперы в устной форме достигли соглашения с заказчиком торгов, которое обеспечивало им преимущество при заключении муниципальных контрактов. Это выражалось в приоритетном доступе к аукционной документации, преднамеренном увеличении сроков строительства объекта, а также выполнении части работ по контракту еще до начала торгов.

Девелоперы, несогласные с решениями судов, обратились с жалобой в КС РФ. Они сочли ч. 8 ст. 11 ФЗ "О защите конкуренции" противоречащей конституции, так как она учитывает исключительно формальные признаки и позволяет выявлять нарушения антимонопольного законодательства без исследования фактических обстоятельств.

Решение КС РФ

В своем решении КС РФ обратил внимание, что ответственность за антиконкурентные соглашения не наступает для компаний только в том случае, если они образуют собой "группу лиц". Эта группа имеет в законодательстве всего два формальных критерия: контролирующее лицо распоряжается более чем 50% общего количества голосов компаний, которые приходятся на голосующие акции уставного капитала; контролирующее лицо выполняет функции исполнительного органа фирм.

Конституционный суд России пришел к выводу, что эти формальные признаки действительно не позволяют учитывать все фактические обстоятельства того или иного дела, но они не являются дискриминирующими. Если же эти формальные признаки трактовать расширительно, то это подорвет антимонопольное регулирование.

Как подчеркнул КС РФ, компаниям, которые формально не образуют группу лиц, не обязательно совместно участвовать в торгах. Своим решением КС РФ постановил, что ч. 8 ст. 11 закона "О защите конкуренции" соответствует конституции. 

Теги:
Россия