31 марта 2023, 16:37,
обновлено 31 марта 2023, 21:54

Россия планирует увеличить поставки битума в Китай до 20 тыс. тонн в месяц в 2023 году

Генеральный директор "Газпромнефть - Битумные материалы" Дмитрий Орлов отметил, что в то же время главным приоритетом является российский рынок

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 31 марта. /ТАСС/. Поставки российского битума в Китай до конца этого года могут быть увеличены с 8 тыс. до 20 тыс. тонн в месяц, с начала года в КНР Россия уже поставила около 30 тыс. тонн. Всего Россия производит около 6% от мирового объема битума и занимает устойчивое третье место, сообщил ТАСС в пятницу на XI Межотраслевой конференции "PRO Битум и ПБВ" генеральный директор "Газпромнефть - Битумные материалы" Дмитрий Орлов.

"Российские цены по битуму очень конкурентоспособны, сейчас идет поворот на восток. С части европейских рынков мы сместили акценты в сторону Азии, Китая и стран СНГ, сейчас перестраиваем логистические маршруты. Прогнозируем, что экспорт с этого года будет расти на десятки процентов. С начала года уже поставили около 30 тыс. тонн в Китай, есть желание увеличивать ежемесячные объемы с 7-8 тыс. тонн до 15-20 тыс. тонн в месяц по планам поставок на 2023 год", - сказал он.

Орлов добавил, что в то же время главным приоритетом остается российский рынок. Стабильный спрос в России сможет обеспечивать и экспортные поставки, которые будут осуществляться по остаточному принципу. В ближайшие пять лет производство битума в России может быть увеличено в два раза.

"Мы сегодня готовы полностью удовлетворять всю потребность российского рынка. В то же время, по статистике 2022 года, мощности загружены только на 54%. Для увеличения необходимо, чтобы дорожные организации системно, ритмично работали на дорожных объектах, было потребление, тогда обеспечим необходимый объем битума. В ближайшие пять лет производство битума может быть увеличено в два раза, российские мощности по производству составляют 14,5 млн тонн в год. На основе анализа документов мы видим, что к 2027 году потребность в битуме может составить порядка 8,5 млн тонн в год", - отметил Орлов.

По его мнению, для реализации позитивного сценария заводы должны быть максимально загружены, должен осуществляться стабильный вывоз битума. Терминальное хозяйство также должно работать на высоком уровне, чтобы часть произведенного объема, которая не используется, хранилась в надлежащих условиях до момента отгрузки без ухудшения качества исходной продукции.

Нехватка специалистов

Президент Ассоциации производителей и потребителей асфальтобетонных смесей Росасфальт Николай Быстров на конференции сообщил ТАСС, что в российской дорожной отрасли осуществлен колоссальный прорыв, однако сохранились существенные проблемы в сфере образования и подготовки молодых специалистов. На данный момент дорожное образование не соответствует современным требованиям.

"Необходимо восстановить специальность, которая отвечает за мосты и тоннели, восстановить отдельную специальность автомобильные дороги и аэродромы, и наполнить это конкретной образовательной программой. Это в целом потребность по отрасли, необходимы тысячи специалистов. В стране дорожников сейчас готовят 53 учебных заведения, но теперь всю эту глыбу нужно перестроить на то, чтобы учили тому, что действительно необходимо дорожной отрасли. Бакалавр в статусе инженера - это неприемлемо и несерьезно, должно быть минимум пятилетнее образование. Я считаю, что каждый год должно готовиться минимум три тысячи специалистов в области дорожного и мостового дела. Эти специалисты будут очень востребованы, поскольку сейчас колоссальный дефицит кадров", - подчеркнул Быстров.

Проблемы с оборудованием и лабораториями

Помимо дефицита кадров, дорожная отрасль столкнулась и с другими препятствиями после февраля 2022 года. По мнению замгендиректора по инженерно-техническому сопровождению и внедрению процессов нефтепереработки ПАО "Средневолжский НИИ по нефтепереработке" Полины Тюкилиной, актуальным вопросом стало создание отечественного оборудования для контроля качества выпускаемых битумных материалов.

"У нас проблемы с лабораторной базой. Введены новые стандарты, мы перешли на новую американскую систему, она хорошая, но, чтобы наши предприятия перешли на выпуск битума, нам нужно для паспортизации и контроля качества этого нового продукта оборудование, а оно в наших новых ГОСТах абсолютно все импортное: европейское или американское, другого не дано. Нужно призывать к реинжинирингу наши предприятия, чтобы они начали выпускать это оборудование", - сообщила она ТАСС.

Тюкилина добавила, что на данный момент Россия ищет новых поставщиков в дружественных странах, в первую очередь, в Китае. Импортозамещение в сфере нефтепереработки также проводится, и есть определенные результаты. Уже начали производить собственные катализаторы процессов нефтепереработки, также разрабатываются собственные присадки для топлива и масел.

"Надо чтобы в нашей стране все было свое - и компоненты, и материалы, которые используются в отрасли, и оборудование. У нас сейчас и промышленное оборудование по большей части импортное, насосное, компрессорное оборудование. Над этим нужно работать, чтобы оно было наше. Санкции нас к этому подтолкнули, поэтому я считаю, что мы должны семимильными шагами к этому стремиться и, если не снизим темпы, то сможем это сделать лет за пять", - сказала Тюкилина.

О конференции

Ежегодная конференция "PRO Битум и ПБВ" - это крупнейшее межотраслевое мероприятие по практике применения битумных и битумопроизводных продуктов. Участники обсуждают актуальные темы развития рынка и внедрение технологий для увеличения межремонтных сроков эксплуатации покрытий автомобильных дорог и аэродромной инфраструктуры. В работе конференции принимают участие более 500 производителей материалов для дорожного строительства, отраслевых компаний, а также контролирующих и регулирующих государственных органов. В этом году конференция проходит в Петербурге с 30 по 31 марта.