МОСКВА, 4 апреля. /ТАСС/. Правительство России уверено, что компании смогут реализовать все намеченные ранее проекты, связанные с Северным морским путем (СМП). Однако по некоторым из них из-за санкционного давления сроки ввода пришлось сдвинуть. Об этом написал в своей статье для журнала "Энергетическая политика" вице-премьер РФ Александр Новак.
"Дальнейшие перспективы увеличения грузопотока на СМП связаны с реализацией целого ряда крупных проектов в нефтегазовой отрасли, в сфере добычи цветных металлов, а также с развитием портовой инфраструктуры", - отметил он.
"Несмотря на то, что из-за внешнего давления и санкционных ограничений российские компании были вынуждены сдвинуть сроки ввода по ряду крупных проектов, все они находятся в стадии реализации и, уверен, будут успешно завершены", - добавил Новак.
Вице-премьер добавил, что в Арктической зоне России сосредоточены огромные запасы полезных ископаемых - нефти, газа, угля, а также редких металлов, камней и минералов, в том числе золота и алмазов. Для полноценного освоения этих природных ресурсов и их реализации необходимо наличие удобного, доступного и экономически эффективного транспортного коридора.
По его словам, более половины грузопотока СМП составляет сжиженный природный газ. "И здесь мы видим высокий потенциал для развития, так как СПГ продолжает увеличивать долю на мировом рынке, в том числе растут поставки из России. Производство сжиженного природного газа в нашей стране в 2020-2022 годах возросло почти на 14%. По итогам 2022 года объем производства СПГ в России достиг рекордных 45,9 млрд куб. м", - отметил вице-премьер.
Новак добавил, что продолжаются работы по возведению производственного комплекса "Арктик СПГ-2". Для нужд проекта строится терминал "Утренний" в Обской губе. В планах компании - реализация проектов "Арктик СПГ-1", "Арктик СПГ-3", "Обский ГХК", "Юрхаровнефтегаз". На Таймыре в Енисейском заливе ООО "Восток ойл" ведет строительство порта "Бухта Север", который предназначен для организации инфраструктуры по добыче и вывозу сырой нефти со своих месторождений. По данным компании, к 2024 году объем грузопотока по СМП вырастет до 30 млн т.
Перспективы угля и металлов
Новак добавил, что "Норникель" в 2023 году планирует вывезти по Севморпути 2,3 млн тонн продукции со своих предприятий, в 2024 году - нарастить перевозки до 2,4 млн тонн.
Компания "Северная звезда", созданная для реализации проекта по добыче и транспортировке коксующегося угля с Сырадасайского месторождения в Красноярском крае, отгрузила первую партию угля в октябре 2022 года. В 2024 году планируется вывоз 3,5 млн тонн, с 2030 года - 10 млн тонн угля.
Также в 2023 году планируется начать завоз строительных грузов для проекта по освоению месторождений Баимской рудной зоны, который предполагает строительство горно-обогатительного комбината и необходимой инфраструктуры. Перевозки готовой продукции с 2029 года планируются на уровне 1,8 млрд тонн, в 2030 году - почти 1,9 млрд тонн.
Кроме того, в рамках проекта запланировано строительство морского терминала в порту Певек на Чукотке, три четверти мощностей которого придется на медный концентрат из месторождения Песчанка Баимского ГОКа. Работы по размещению плавучих атомных энергоблоков для снабжения электричеством предприятия по добыче меди в Песчанке планируется завершить в 2026 году.