Государство продолжает изобретать способы пополнения казны в условиях дефицита бюджета. Проект поправок в налоговое законодательство, разработанный Министерством финансов РФ и направленный для обсуждения бизнес-сообществу и заинтересованным ведомствам, вводит в обиход определение, которого до сих пор не было, — обязательный единоразовый взнос бизнеса в бюджет. С его помощью правительство рассчитывает собрать с предпринимателей несколько сотен миллиардов рублей.
Кого именно коснутся нововведения и когда они заработают — читайте в карточках ТАСС.
С чего все началось?
1
В начале февраля сразу несколько высокопоставленных чиновников озвучили информацию: правительство обсуждает с бизнес-сообществом возможность уплаты компаниями некоего взноса для пополнения бюджета. Рассматривались разные варианты — от добровольной выплаты до повышения существующего 20-процентного налога на прибыль на 0,5%.
В итоге от повышения налога решено было отказаться, а разовый взнос из добровольного превратился в обязательный по принципу windfall tax (так называемый непредвиденный налог).
В начале мая проект был разослан Минфином РФ по заинтересованным ведомствам и бизнес-объединениям для дополнительного обсуждения. Сейчас Минфин собирает обратную связь.
То есть государство вводит новый налог?
2
Нет. Налог подразумевает некую периодичность. А новый сбор заявлен как разовая акция. Хотя другие признаки классического налога — безвозмездность и индивидуальность — в новой выплате присутствуют.
Формат же обязательного разового сбора выбран для соблюдения законодательства. Дело в том, что в течение налогового года нельзя вводить меры, ухудшающие положение налогоплательщиков. Другими словами, нельзя вводить новый налог. А вот сбор — можно.
Впрочем, тот факт, что сбор будет закреплен законодательно, говорит о том, что государство оставляет себе возможность при необходимости процедуру повторить.
Кто должен будет платить?
3
Сбор не касается граждан, платить будут только юридические лица, причем как отечественные, так и иностранные. Но далеко не все. Платеж распространяется только на компании, чья сверхприбыль в 2022 году превысила 1 млрд рублей. А под сверхприбылью Минфин подразумевает "дополнительную прибыль, обусловленную исключительно благоприятной ценовой конъюнктурой". Таким образом, под сбор не попадет малый и средний бизнес. Кроме того, освобождены от сбора (во всяком случае, на данном этапе) компании, созданные после 1 января 2021 года, если они были созданы не в рамках реорганизации другого юрлица.
Также от сбора будут освобождены предприятия нескольких отраслей промышленности: нефтяной, нефтеперерабатывающей, угольной и производства сжиженного природного газа — тех, которым до этого уже подняли ставку НДПИ. А вот просьбы и обращения отдельных компаний из других отраслей, по словам Антона Силуанова, получат отказ. По оценке министра, платеж коснется только десятой части налогоплательщиков, но даже при этом сумма пополнения бюджета может составить около 300 млрд рублей.
Когда и сколько нужно будет заплатить?
4
Расчет суммы, которую должна будет заплатить та или иная компания, выглядит так: 10% от разницы между средней прибылью компании за 2021–2022 и 2018–2019 годы. Новые нормы должны заработать с 1 января 2024 года. До 28 января компании должны перечислить деньги.
Однако в законопроекте предусмотрена и другая возможность. До конца 2023 года компания сможет сделать так называемый обеспечительный платеж. Он окажется в два раза ниже суммы сбора, то есть 5%. Кстати, похожая схема действует в отношении штрафов за нарушение правил дорожного движения: если их оплачивать в течение 20 дней после получения квитанции, то сумма штрафа уменьшается вдвое.
Обеспечительный платеж — мера перспективная. Во-первых, бизнес наверняка предпочтет оплатить пусть поскорее, но половину суммы. В свою очередь, и Минфину крайне желательно получить деньги как можно быстрее, но при этом не нарушить налоговое законодательство.
При отсутствии в списках возможных плательщиков сбора компаний нефтегазового сектора очевидно, что основные деньги будут ожидаться от металлургических компаний, а также финансовых гигантов. Более того, председатель ЦБ Эльвира Набиуллина уже заявила, что регулятор не нашел серьезных причин, по которым банки могли бы быть освобождены от участия во взносе. В свою очередь, глава Сбера Герман Греф уже оценил возможный взнос своего банка в 10 млрд рублей. А вот зампред банка ВТБ Дмитрий Пьянов, напротив, заявил, что рекордный убыток, который понес банк в 2022 году (–612 млрд рублей), исключает его участие в сборе.
Где еще можно встретиться с "непредвиденным налогом"?
5
Случаи, когда государство предлагало бизнесу в добровольно-принудительном порядке поделиться сверхприбылями, регулярно встречались в XX веке. Так, в США windfall tax вводили несколько раз: в 1917 году, когда местные промышленные гиганты зарабатывали тысячи процентов прибыли, поставляя на фронты Первой мировой сталь, порох, взрывчатку и многие другие "ингредиенты" для ведения войны. А в 1980 году налог вводился уже в отношении нефтяных компаний. Из-за эмбарго, наложенного ОПЕК на экспорт своей нефти, цены на сырье резко выросли, принеся американским добывающим корпорациям серьезные доходы. Причем в обоих случаях речь шла не об однократной выплате — каждая из этих норм действовала по несколько лет. Уже в XXI веке налоги на своих энергетиков вводили Швеция и Норвегия.
2022 год дал немало поводов, чтобы воспользоваться проверенным приемом. Так, Еврокомиссия ввела "временный взнос солидарности" для стран, входящих в ЕС. В отличие от России, он введен как раз для нефтяных, газовых и угольных компаний. Общая сумма взноса ожидается на уровне €25 млрд, а его целью объявлено смягчение последствий "устойчиво высоких" цен на энергоносители, а также увеличение энергетической автономности Евросоюза.
Тех же нефтяников и газовиков обременили и в Британии. В мае 2022 года сверхприбыли от добычи нефти и газа в королевстве были обложены дополнительным налогом в 25%, а с минувшего января ставка выросла до 35%. Причем на данный момент заявлено, что такая мера будет действовать до весны 2028 года и пополнит казну на £40 млрд.
Что касается России, то еще в декабре прошлого года правительство приняло решение, что все покидающие российский рынок иностранные компании обязаны добровольно заплатить в бюджет 5% от рыночной стоимости своих активов. Или 10%, если бизнес продается с дисконтом больше 90%. К концу апреля сумма поступлений от таких платежей оценивалась в 20 млрд рублей.
Евгений Мазин