25 мая 2015, 09:35

В Deloitte сочли завышенными планы РЖД по закупке локомотивов

Юрий Смитюк/ ТАСС
Вызывало вопросы и отсутствие конкуренции между производителями локомотивов - "Трансмашхолдингом" (ТМХ, на 25% принадлежит ОАО РЖД) и группой "Синара-транспортные машины" Дмитрия Пумпянского

МОСКВА, 25 мая. /ТАСС/. Согласно технологическому и ценовому аудиту Deloitte, потребности РЖД в закупках локомотивах завышены, сообщает "Коммерсант". По мнению аудиторов, из-за высокого износа локомотивов (70% из 20,8 тыс. машин) потребность РЖД в них растет из года в год, но объем закупок можно сократить за счет продления срока службы техники.

В Deloitte полагают, что в течении ближайших трех лет компания может не покупать локомотивы, но тогда в 2018 году возникнет дефицит в 700 локомотивов, а к 2020 году - в 3 тыс. В результате Deloitte положительно оценила планы по приобретению 1,5 тыс. локомотивов в 2015-2017 годах за 204 млрд рублей, но признала, что текущие закупки - 400-500 локомотивов в год - замещают старый парк, но не решают проблемы улучшения его состояния.

По сведениям издания, консультанты указали и на несбалансированность закупок: потребность в электровозах будет ниже планов на 858 шт., а в тепловозах - выше на 300 шт. Предпосылки к снижению объемов закупок на 1 тыс. шт. они видят и в том, что монополия использовала устаревшие прогнозы Минэкономики и слишком оптимистичные оценки Института экономики и развития транспорта по росту грузооборота. По мнению Deloitte, реальные цифры будут на 5-7% ниже. К тому же в плане не учтено изменение грузопотоков после модернизации БАМа и Транссиба.

Вызывало вопросы и отсутствие конкуренции между производителями локомотивов - "Трансмашхолдингом" (ТМХ, на 25% принадлежит ОАО РЖД) и группой "Синара-транспортные машины" Дмитрия Пумпянского. В последние пять лет ОАО РЖД удавалось сдерживать рост цен на локомотивы ниже инфляции, но эксперты Deloitte видят в этом скорее наличие резервов по снижению затрат. Опасения вызывает и закупка инновационных локомотивов: в них 30-40% импортных комплектующих, что создает дополнительные риски при ослаблении рубля.

Источники утверждают, что заключение Deloitte было озвучено в середине мая на совещании у вице-премьера Аркадия Дворковича по распределению средств ФНБ, но планы по выделению средств ФНБ на локомотивы не изменились. В этом году монополия хотела за счет денег фонда купить 497 локомотивов, но пока получила лишь 30 млрд рублей из 60 обещанных.