8 апреля, 10:30,
обновлено 8 апреля, 11:09

Экспертный совет при Думе рекомендовал увеличивать утильсбор для защиты автопроизводителей

Это должно простимулировать инвестиции иностранных компаний в создание и развитие на территории РФ локальных производств, заявили в "Автовазе"

МОСКВА, 8 апреля. /ТАСС/. Члены экспертного совета при комитете промышленности и торговли Госдумы РФ предлагают планомерно увеличивать утильсбор на автомобили, что должно простимулировать инвестиции иностранных компаний в создание и развитие на территории РФ локальных производств. Об этом говорится в сообщении "Автоваза".

Под председательством президента "Автоваза" Максима Соколова было проведено заседание экспертного совета, которое было посвящено развитию автомобильной и компонентной отраслей, а также угрозам, сдерживающим их развитие.

"По итогам заседания экспертного совета участники поддержали предложения, направленные на защиту российской автомобильной и компонентной отраслей. В частности, выдвинута инициатива по планомерному увеличению утилизационного сбора, который должен будет простимулировать инвестиции иностранных компаний в создание и развитие локальных производств. Экспертное сообщество в рамках обсуждения на совете предложило установить поэтапно растущую шкалу утилизационного сбора для легковых, коммерческих и грузовых автомобилей, сельскохозяйственной, строительной и дорожной техники, автобусов, а также электромобилей", - отмечается в сообщении.

По словам Соколова, существующие сегодня защитные барьеры на внутреннем рынке недостаточны, чтобы стимулировать зарубежных автопроизводителей на переход от импорта готовых автомобилей к развитию производства в РФ. "Зарубежные автопроизводители реализуют в России программу масштабной ценовой экспансии, - заявил он. - Продажи легковых автомобилей в самом Китае в 2023 году превысили 26 млн штук, что позволяет их брендам за счет эффекта масштаба предоставлять долгосрочные и практически неограниченные по размеру скидки на внешних рынках, включая и российский".

Так, с середины 2023 года китайские бренды совокупно занимают больше половины российского легкового авторынка в количественном выражении, а в декабре 2023 года они достигли рекордных 60%. "Автоваз", закрывая более трети российского рынка в штуках, финансово контролирует долю лишь чуть более 9%. Это значит, что оставшиеся 90% денежных средств просто вымываются из России за рубеж, туда, где создается добавленная стоимость, где работают иностранные инженеры, рабочие, поставщики компонентов", - подчеркнул глава "Автоваза".

Угроза российскому автопрому

Сложившаяся ситуация представляет угрозу не только развитию, но и стабильному существованию отечественного автопрома и компонентной отрасли в среднесрочной перспективе. Так, по заключению экспертов, при сохранении текущих тенденций отечественные автопроизводители будут вынуждены сокращать производство до 50% из-за вынужденного перехода на односменный режим работы вместо двухсменного по причине падения спроса в своих ценовых сегментах, где ввиду масштабных скидок будут представлены импортные китайские автомобили.

"В такой ситуации российские компании будут вынуждены выпускать только низкотехнологичные устаревшие продукты, не смогут финансировать НИОКР и развитие своих мощностей, создавать новые высокотехнологичные рабочие места. Все это негативно отразится на достижении технологического суверенитета и промышленном росте", - отмечается в сообщении.

В ближайшее время предложения экспертного совета по защите российских автопроизводителей будут направлены в комитет Госдумы по промышленности и торговле и в уполномоченные органы исполнительной власти.

"Национальные автомобильная и автокомпонентная отрасли готовы к честной рыночной конкуренции. Но для этого все игроки должны соперничать внутри единого правового и рыночного поля. Мы - за то, чтобы в России было больше локализованных автопроизводств как под национальными, так и под иностранными брендами", - заключил Соколов.

Ранее вице-премьер - глава Минпромторга РФ Денис Мантуров сообщал, что Минпромторг РФ готов рассмотреть предложения по индексации утилизационного сбора на автомобили в случае, если представителями отрасли будут сформированы конкретные предложения.