18 апреля, 09:22,
обновлено 18 апреля, 10:16

Казахстан не видит полноценной альтернативы маршруту экспорта нефти через КТК

Пресс-служба Минэнерго ранее сообщила, что КТК прилагает максимум усилий для сохранения графика поставок казахстанской нефти на экспорт в условиях паводка в Атырауской области

АСТАНА, 18 апреля. /ТАСС/. Министерство энергетики Казахстана в ближайшей перспективе не видит полноценной альтернативы маршруту экспорта нефти через Каспийский трубопроводный консорциум (КТК). Об этом сообщила пресс-служба ведомства.

Ранее пресс-служба Минэнерго сообщила, что КТК прилагает максимум усилий для сохранения графика поставок казахстанской нефти на экспорт в условиях паводка в Атырауской области.

"На сегодняшний день в краткосрочной перспективе полноценной альтернативы для замены экспортного маршрута КТК не имеется, так как от общего объема экспорта в 70,5 млн тонн по маршруту через КТК экспорт составляет 56,6 млн тонн, или 80%", - пояснили в Минэнерго.

При этом там отметили, что в рамках исполнения поручения главы государства по разработке дополнительных маршрутов экспорта была создана рабочая группа для развития Транскаспийского международного транспортного маршрута с участием заинтересованных государственных органов и компаний. Так, в июне 2023 года казахстанская компания "Казмунайгаз" (КМГ) и Госнефтекомпания Азербайджана (SOCAR) подписали меморандум о стратегическом сотрудничестве по транзиту казахстанской нефти через азербайджанскую территорию. Стороны договорились о транспортировке казахстанской нефти через нефтепровод Баку - Тбилиси - Джейхан в объеме 1,5 млн тонн в год.

"Прорабатывается вопрос с азербайджанской стороной по рассмотрению возможности транспортировки казахстанской нефти по нефтепроводу Баку - Супса в объеме до 5 млн тонн в год. В марте 2024 года между KMГ и SOCAR было подписано соглашение о поэтапном увеличении объемов транзита казахстанской нефти через Азербайджанскую Республику. По итогам переговоров азербайджанская сторона выразила готовность увеличить объемы принимаемой казахстанской нефти до 2,2 млн тонн в год", - пояснили в пресс-службе.

Кроме того, в ведомстве напомнили о договоренностях Казахстана с германской и российской сторонами по транспортировке казахстанской нефти через систему ПАО "Транснефть" в ФРГ. "Стороны согласовали на 2024 год техническую возможность транспортировки казахстанской нефти через систему "Дружба" в направлении НПЗ "Шведт" в прежних объемах, до 1,2 млн тонн в год", - указали в министерстве.

О консорциуме

КТК - трубопроводная система, связывающая Казахстан с морским портом в районе Новороссийска, в котором нефть загружается на танкеры для отправки на мировые рынки. Протяженность трубопровода, соединившего нефтяные месторождения Западного Казахстана с морским терминалом в Новороссийске, составляет 1 511 км. Морской терминал КТК оснащен выносными причальными устройствами, позволяющими безопасно загружать танкеры на значительном удалении от берега, в том числе при неблагоприятных метеоусловиях.