ОМСК, 24 мая. /ТАСС/. Аким Павлодарской области Республики Казахстан (РК) Асаин Байханов предложил на 21-м заседании комиссии по сотрудничеству между Советом Федерации РФ и Сенатом РК провести на Иртыше на территории Омской области дноуглубительные работы. Это позволит обеспечить прохождение в течение всего сезона судов грузоподъемностью до 2 тыс. тонн, которые сейчас ходят только в период половодья.
В настоящее время суда грузоподъемностью до 2 тыс. тонн могут ходить по Иртышу только чуть больше месяца. Потом транспортировка осуществляется баржами грузоподъемностью 1 тыс. тонн, которые могут проходить даже при глубине 165 см. При этом перевозка грузов речным транспортом значительно дешевле, чем автомобильным или железнодорожным.
"С целью дальнейшего развития приграничного сотрудничества предлагаю проведение дноуглубительных работ на реке Иртыш на участке Урлютобе (граница) - Омск. Омская область является перспективным регионом по взаимным поставкам по реке. При проведении дноуглубления возможно увеличение грузоподъемности судов до 2 тыс. тонн. Это даст возможность кратно увеличить объемы речных перевозок", - сказал Байханов. Он добавил, что власти Казахстана планируют возродить транспортировку грузов по Иртышу в Китай. Это значительно повысит востребованность водного пути между Омской и Павлодарской областями.
Губернатор Омской области Виталий Хоценко отметил, что региональные власти также работают над развитием единственного на Иртыше речного пункта пропуска в поселке Черлак. "Это важнейшее направление, так как существует огромный потенциал увеличения товарооборота по Иртышу", - уточнил глава региона. В советское время между Омской областью и южными регионами Казахстана грузооборот составлял около 9 млн тонн в год, в 2021 он составил около 250 тыс. тонн.
Байханов также предложил расширить возможности и задействовать потенциал пропускного автомобильного пункта Амангельды в Иртышском районе Павлодарского района. Сейчас он работает в двустороннем режиме и пропускает только граждан РФ и РК. Перевод его в статус международного позволит увеличить транзитный грузовой поток на 15-20%.
По словам Хоценко, Республика Казахстан является основным иностранным партнером Омской области и обеспечивает около трети внешнеторгового оборота. За последние годы объем ВЭД с соседним государством вырос почти до 500 млн долларов США. Более 30% валового регионального продукта промышленности создают предприятия, которые активно работают с Казахстаном.