30 мая, 03:03
Арктика

Эксперт призвал поднять вопрос дноуглубления северных рек Якутии

По словам генерального директора Ленского объединенного речного пароходства Сергея Ларионова, отсутствие гарантированных глубин на барах рек может привести к удорожаю речных перевозок

ВЛАДИВОСТОК, 30 мая. /ТАСС/. Вопрос дноуглубления северных рек необходимо рассмотреть в Якутии для недопущения удорожания речных перевозок. Об этом заявил ТАСС на полях первого Морского конгресса во Владивостоке генеральный директор Ленского объединенного речного пароходства (ЛОРП) Сергей Ларионов.

"Что касается вопроса уровня рек, то сегодня наиболее острая проблема - это отсутствие гарантированных глубин на барах северных рек. Так, все арктические реки восточного сектора Арктики - это реки естественного стока, на них нет гидротехнических сооружений, способствующих поддержанию уровня воды. Необходимо серьезно подойти к вопросу дноуглубления, так как все это приводит к удорожанию речных перевозок", - сказал Ларионов.

Он отметил, что в 1970-1980-е годы для Ленского бассейна строился мелкосидящий флот класса "река - море" с учетом габаритов судового хода, радиуса закругления и осадки.

"Эти суда успешно работали на северных реках, однако в 1990-е годы программа гарантированных габаритов судовых ходов была пересмотрена в сторону уменьшения. В результате гарантированная глубина на реках сократилась на 50 см, а на барах - на 1 м. К примеру, на баре реки Яны гарантированная глубина сегодня составляет 2,2 м при осадке наших судов 2,2-2,5 м в балласте и только с 1 сентября - 3 м. Это приводит к тому, что суда ПАО "ЛОРП" вынуждены идти с недогрузом или по перевалочным схемам практически всю навигацию. Гарантированные глубины на баре реки Индигирки в начале навигации составляют всего 1,3 м, что делает этот участок несудоходным", - добавил гендиректор компании.

ЛОРП - флагман водного речного транспорта Якутии и одно из ведущих транспортно-производственных предприятий на северо-востоке России. Флот пароходства работает как на участках Ленского бассейна, так и на участках Северного морского пути (СМП) от Мурманска до Певека и в акваториях Белого и Баренцева морей.

Развитие железной дороги

В апреле состоялась укладка последнего золотого звена первой очереди железнодорожного пути на территории грузового терминала Нижний Бестях в Мегино-Кангаласском районе Якутии. Тем самым соединились железные дороги Якутии с речной артерией реки Лены - власти региона назвали это исторической стыковкой Байкало-Амурской магистрали (БАМ) с Северным морским путем. Этот проект реализуется на территории опережающего развития (ТОР) "Якутия" под эгидой ЛОРП.

Проект создается с привязкой к железнодорожным подъездным путям, общая протяженность по территории грузового терминала составляет около 8 км. Проектная мощность объектов составит более 1,7 млн тонн грузов в год, стоимость проекта оценивается в 5,1 млрд рублей. Терминал позволит создать до 300 новых рабочих мест в поселке Нижний Бестях.

Ларионов отметил, что с учетом климатических условий и изменением русла реки на верховьях Лены основной грузопоток приходится на железную дорогу. Благодаря проекту перевозка грузов будет осуществляться по единой транспортной накладной, а в мультимодальные перевозки будут включены различные виды транспорта. "Для грузовладельцев возникает другое важное преимущество, а именно предоставление комплекса транспортных услуг "от двери до двери", что значительно упрощает доставку грузов. Таким образом терминал призван решать вопросы транспортной доступности региона, в том числе способствовать гарантированному завозу грузов в районы Крайнего Севера", - заключил он.

Инфраструктура грузового терминала будет включать причалы, площадку переработки и хранения грузов и склад ГСМ. Проект будут реализовать в три этапа.

О Морском конгрессе

"Морской конгресс - Дальний Восток" проводится раз в два года и служит площадкой для разработки совместных решений по развитию морской отрасли. В этом году собрались более 1,2 тыс. участников из пяти стран мира, включая первых лиц ведущих компаний морской индустрии. Кроме деловой программы, для гостей и участников конгресса развернута выставка, на которой ведущие предприятия отрасли представят свои новые проекты и продукцию. Конгресс проходит при поддержке правительства РФ, Минпромторга, Минтранса, Минвостокразвития и правительства Приморского края. ТАСС - генеральный информационный партнер мероприятия.