МОСКВА, 31 мая. /ТАСС/. Установление для компаний обязательного предоставления информации о принятии решения о деофшоризации в регистрирующий орган будет воспринята бизнес-сообществом как дополнительная административная нагрузка, считают в Минфине. При этом Минпромторг и Банк России поддерживают эту идею в качестве дополнительной меры по деофшоризации экономики. Об этом говорится в официальных письмах ведомств в ответ на обращение главы комитета Совета Федерации Андрея Кутепова (есть в распоряжении ТАСС).
Ранее комитет направил письмо первому вице-премьеру РФ Денису Мантурову с предложением определить количество российских компаний с иностранным участием, подлежащих деофшоризации, а также сформировать четкие критерии ведения статистики в этой сфере. Комитет в обращении отмечал, что сейчас отсутствует законодательно предусмотренная обязанность компаний по представлению информации о принятии решения о деофшоризации в регистрирующий орган, что не позволяет достоверно установить количество таких компаний.
Как пояснил ТАСС Кутепов, также придется определить, какое ведомство будет устанавливать обязанность компаний по уведомлению о деофшоризации. "Было бы логично, чтобы каждое ведомство по своей специфике вело процесс деофшоризации: Минпромторг в промышленности, Минфин в финансовом секторе и так далее", - сказал он.
Минфин в своем ответе поясняет, что необходимость раскрытия юридическими лицами информации о принятых ими решениях о деофшоризации может быть воспринята бизнес-сообществом как дополнительная административная нагрузка. Кроме того, полученная информация не позволит оценить объем возвращенных в РФ активов, поскольку "не все из указанных решений будут реализованы, в том числе из-за санкционных ограничений". "В связи с этим целесообразность реализации предложения вызывает сомнение", - подчеркивает ведомство.
Обращение сенаторов также рассмотрели в Минэкономразвития и Федеральной налоговой службе (ответы есть в распоряжении ТАСС).
Минэкономразвития отмечает, что действующее правовое регулирование в стране уже включает несколько механизмов, которые способствуют сохранению контроля над отечественным бизнесом и его возвращению в российскую юрисдикцию, в частности создание специальных административных районов (САР), что позволило сформировать правовой инструментарий для перевода иностранных юридических лиц в Россию. В свою очередь ФНС считает возможным обратиться к рассмотрению вопроса о целесообразности установления такой обязанности компаний после законодательного закрепления понятия "деофшоризация".
Положительная оценка
Вместе с тем Банк России и Минпромторг сообщили об отсутствии возражений и замечаний к вопросу законодательного установления обязанности компаний по уведомлению о принятых решениях о деофшоризации.
Однако, как добавляет Банк России, требует уточнения сфера применения этой информации, поскольку обязанность осуществления деофшоризации и ответственность за неисполнение принятого решения в большинстве случаев действующим законодательством не предусмотрены.
Деофшоризация
Процесс деофшоризации идет в России более 10 лет. Президент РФ Владимир Путин в послании Федеральному собранию в декабре 2012 года отмечал, что необходимо создать систему по выводу российской экономики из офшоров. Эти меры позволят исключить бесконтрольность, непрозрачность, уклонение от уплаты налогов со стороны компаний и, как следствие, отток капитала из РФ.
С 1 января 2015 года вступил в силу закон о деофшоризации российской экономики, согласно которому в российском законодательстве появились понятия "контролируемая иностранная компания" и "контролирующее лицо". Закон обязывает контролирующие лица сообщать о себе российским фискальным органам и платить налоги на прибыль в соответствии с законами РФ.