МОСКВА, 6 августа. /ТАСС/. Рынок IPO в России находится на этапе переходного периода, что способствует увеличению возможностей для первичного размещения акций быстрорастущими компаниями. Об этом говорится в исследовании "Рынок IPO. Новые эмитенты", проведенном Мосбиржей и Ассоциацией независимых директоров (АНД).
Прежде IPO было закономерным шагом для крупных компаний, лидеров своих секторов. Сейчас этот инструмент рассматривают быстрорастущие компании, у которых другие мотивы выхода на биржу. Так, это привлечение в команду и удержание топ-профессионалов, стимулирование менеджмента к переменам, увеличение узнаваемости бренда, а также "переход в другую лигу" и повышение репутации. Статус ПАО дает контрагентам больше уверенности в стабильности компании и качестве ее управления, полагают специалисты.
Кроме того, быстрорастущие компании заинтересованы в приобретении новых активов с рынка и увеличении выручки, поэтому акции чаще, чем прежде, рассматриваются как ликвидный ресурс для совершения сделок M&A. "В результате на рынке появился феномен "IPO на вырост", когда компании видят в выходе на публичный рынок мощный стимул к оптимизации внутренних и внешних процессов, а также к совершенствованию корпоративного управления. Однако с незрелым управлением, недавними реструктуризациями и отсутствием опыта подготовки отчетности это сопряжено с повышенными рисками - репутация публичной компании более уязвима", - считают специалисты.
Ключевыми узкими местами в подготовке к IPO, по мнению участников рынка, становится создание совета директоров "на скорую руку" непосредственно перед сделкой, подбор в его состав независимых директоров по формальным критериям или "из друзей" акционеров. Отсутствие необходимых компетенций, покрывающих ключевые задачи и риски компании, недостаток времени для работы приводит к бюрократизации, замедлению принятия решений, говорится в исследовании.
Поиски профессионалов также сопряжены с трудностями - бум IPO и уход с рынка иностранных специалистов усугубили дефицит кадров, обладающих опытом работы с публичным рынком капитала. Острее всего проблему ощущают небольшие компании. При этом подготовка к IPO удваивает нагрузку на менеджмент, которая сохраняется и после сделки. Необходимо выполнять обещания, управлять по-новому, внимательнее прорабатывать вопросы и коммуницировать с новыми участниками корпоративных отношений. Чтобы избежать проблем с мотивацией команды в период трансформации имеет смысл разработать соответствующую программу до IPO, отмечается в исследовании.
Доминирование розничных инвесторов заставляет осваивать новые правила игры, где иное восприятие эмитентов, стимулы к принятию решений, каналы получения информации. Меняется содержание IR-функции, которая становится близка к PR и маркетингу, становится целесообразным погружение в тематику публичности более широкого круга сотрудников, заключили специалисты.