МУРМАНСК, 2 сентября. /ТАСС/. Продление международного транспортного коридора до Мурманска, а также развитие Мурманского транспортного узла и интеграция Северного морского пути в этот процесс невозможна без реконструкции существующей Октябрьской железной дороги, а также строительства новых железнодорожных подходов на территории российской Арктики. Такое мнение высказал ТАСС доктор экономических наук, профессор Высшей школы производственного менеджмента Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, заместитель председателя общественного совета при Комитете по делам Арктики Санкт-Петербурга Алексей Фадеев.
Президент России Владимир Путин на IV Железнодорожном съезде объявил о создании бесшовного сообщения от Мурманска до Индийского океана. Международный транспортный коридор "Север - Юг" свяжет с портами на побережье Персидского залива и Индийского океана российские порты на Балтике, а также Мурманский транспортный узел (МТУ). Доставка грузов из Мурманска в Мумбаи должна занять около 15 суток.
"Объем перевалки через МТУ уже к 2030 году может удвоиться - до 100 млн тонн, а с его интеграцией в коридор "Север - Юг" грузопоток вырастет в разы. Именно по этой причине основные усилия должны быть сосредоточены на устранении инфраструктурных ограничений. Необходима как реконструкция существующей Октябрьской железной дороги, так и строительство новых железнодорожных подходов на всей территории российской Арктики", - уверен Фадеев.
Преимущества Мурманска
Он также считает, что встраивание Северного морского пути в международные транспортные коридоры позволит использовать все преимущества мурманского порта и создать мультипликативные экономические эффекты. "Мурманский транспортный узел - крупнейший арктический транспортный хаб России, реконструкция которого завершается в настоящее время. Подключение Севморпути к международным сухопутным маршрутам, в частности, "Север - Юг", а также продление транспортного коридора до Мурманска является стратегической задачей, которая позволит превратить МТУ в один из крупнейших транспортных хабов мирового значения. Мурманск станет опорным пунктом мирового транспортного коридора в Азию", - сказал Фадеев.
Этому будут способствовать как естественные преимущества Мурманска: незамерзающий порт, прямой выход в мировой океан, так и проведенная реконструкция Мурманского морского торгового порта и дноуглубительные работы в Кольском заливе, которые сделали возможным заход в порт судов с водоизмещением, превышающим 350 тыс. тонн. В настоящее время ни один порт в Европейской части России не имеет подобных характеристик, отметил эксперт.
Перспективы развития
Продление международного транспортного коридора до Мурманска и интеграция Северного морского пути в этот процесс позволит также решить задачу с обеспечением грузоперевозок по СМП. В инфраструктуру арктической магистрали планируется инвестировать 1,8 трлн рублей. Ожидается, что итогом таких инвестиций станет существенный рост грузопотока: в 2024 году - 80 млн тонн, в 2030 - 150 млн тонн, а к 2035 - более 200.
"Морские транспортные услуги могут стать второй крупнейшей после нефтегазового сырья статьей российского экспорта в Арктике, где уже и так производится 15% всего ВВП страны. Сегодня все чаще звучит мнение о том, что для экономики РФ в вопросах освоения углеводородных ресурсов арктического шельфа Мурманск сегодня играет такую же стратегическую роль, как и шотландский Абердин или норвежский Ставангер 50 лет назад, в период начала промышленной добычи углеводородов на шельфе Северного моря. А принимая во внимание перспективы развития логистики - еще и транспортным хабом в Арктике, имеющим мировое значение", - заключил Фадеев.