МОСКВА, 5 сентября. /ТАСС/. Создание речных хабов на северных реках, планируемых Росморречфлотом, можно организовать через преобразование уже существующих портов на этих реках. Их ввод позволит увеличить грузопоток на Северном морском пути (СМП) на 5,5-6 млн тонн к 2030 году, что составит рост почти на 17% к показателям 2023 года, считают опрошенные ТАСС эксперты и представители местных властей.
Сообщалось, что федеральное агентство морского и речного транспорта (Росморречфлот) и Росатом договорились о создании хабов на арктических и северных реках Обь, Иртыш, Лена и Енисей для полного их задействования в грузоперевозках. В ответ на запрос ТАСС в агентстве рассказали, что сейчас руководством Росморречфлота создаются рабочие группы с представителями регионов, которые будут задействованы в проекте.
"К 2030 году общий потенциальный дополнительный грузопоток в указанных речных бассейнах с дальнейшим выходом на СМП может увеличиться до 5,5-6 млн тонн в год (по итогам 2023 года объем грузоперевозок по СМП составил 36,2 млн тонн)", - считает генеральный директор Проектного офиса развития Арктики Максим Данькин.
Он отметил, что только Обь-Иртышский бассейн может дать прирост показателей для СМП до 2 млн тонн за счет продукции газохимии и минеральных удобрений. Енисейский бассейн - до 1-1,5 млн тонн благодаря транспортировке угля и продукции лесного комплекса. Сейчас ключевые речные порты в этих бассейнах - это Омск, Тобольск, Нижневартовск, Лабытнанги, Новосибирск, Томск, Бийск, Кемерово, Барнаул, Дудинка, Лесосибирск и Красноярск. "Все эти порты обеспечивают соединение в меридиональном направлении стратегически важных широтных путей РФ - Транссибирскую железнодорожную магистраль и Северный морской путь", - пояснил эксперт.
Профессор кафедры экономики природопользования экономического факультета Московского государственного университета (МГУ) Сергей Никоноров полагает, что создание речных хабов позволит увеличить грузопоток на СМП еще больше - на 50%. По информации Росморречфлота, российские речные порты обрабатывают 884 млн тонн грузов, хотя их реальная пропускная способность почти в два раза выше - 1,3 млрд тонн.
Инфраструктура для речных хабов
Речные хабы могут быть организованы на базе уже имеющихся портов на северных реках, считает координатор экспертного совета Проектный офис развития Арктики, доцент кафедры государственного управления и публичной политики Института общественных наук РАНХиГС Александр Воротников. Однако такой порт должен иметь достаточно большое количество судов класса "река - море", чтобы перевозить большие объемы грузов.
"Причем это должны быть суда разных классов-танкеры, контейнеровозы, контейнеровозы-рефрижераторы, суда для перевозки насыпных грузов, суда для перевозки негабаритных грузов. Важно, на мой взгляд, также наличие другой транспортной и производственной инфраструктуры, а также обеспечение энергией и теплом", - поделился мнением эксперт.
Власти российских регионов также считают, что для создания речных хабов необходимо использовать уже имеющуюся инфраструктуру. Так, в департаменте экономики Ямала рассказали, что в связи с трудной ситуацией с вывозом груза в направление стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) речной порт Лабытнанги рассматривается как потенциальная площадка для накопления и перевалки контейнерных грузов для их дальнейшей отправки по водному маршруту "река - море" через Обскую губу в восточном направлении по трассам СМП.
Сайдам Степанов, гендиректор Арктической торгово-логистической компании, которая занимается в Якутии круглогодичным завозом социально значимых продовольственных товаров в арктические районы, отметил, что создание речного хаба можно рассмотреть в поселке Нижний Бестях, который расположен на берегу реки Лены напротив Якутска, там находится железнодорожная станция и стыкуются федеральные автотрассы "Лена" и "Колыма", а также автодорога республиканского значения "Амга".
"Строительство там речного хаба позволит грузить наши теплоходы там на месте - без необходимости складирования на базе в Якутске. Также речной хаб необходим на арктических реках Якутии, где навигация проходит в жестких условиях по срокам и с учетом гидрологической обстановки", - сказал он.
Социальный эффект
Кроме развития инфраструктуры, речные хабы также позволят увеличить прирост населения в Арктике, считают опрошенные ТАСС эксперты. По мнению Воротникова, количество новых рабочих мест будет измеряться сотнями в зависимости от роста объема производства. "На первом этапе это удержит людей от отъезда из региона, а на следующем - уже придется людей привлекать. <...> На мой взгляд, хороший, качественный инфраструктурный проект всегда вызывает интерес населения. И его реализация, участие в нем позволит вызвать рост населения в места дислокации портов-хабов. В этом случае хороший пример - рост населения на Ямале благодаря проектам "Новатека", или на Чукотке благодаря разработке "Баимского месторождения", - пояснил собеседник агентства.