МОСКВА, 11 сентября. /ТАСС/. Зампред Совета по развитию цифровой экономики при Совете Федерации, сенатор Артем Шейкин предлагает распространить требование по идентификации использующих виртуальные автоматические телефонные станции (ВАТС) абонентов на операторов фиксированной связи для борьбы с телефонными мошенниками. Он рассказал ТАСС, что направил соответствующее обращение директору департамента государственного регулирования рынка телекоммуникаций Минцифры Дмитрию Туру.
"Для защиты граждан необходимо усилить эффективность инструментов борьбы с мошенниками, использующими виртуальные автоматические телефонные станции. Важно распространить требования по конечной идентификации абонентов, использующих ВАТС, на операторов фиксированной связи. В частности, при заключении договора на покупку номеров виртуальных АТС юридическим лицом необходимо указывать данные сотрудников, которые будут пользоваться конкретным ВАТС от лица компании", - рассказал Шейкин.
При этом, по его словам, в Единой системе идентификации и аутентификации должна содержаться информация о конечном пользователе и быть проверена оператором связи до начала оказания услуги. Сенатор пояснил, что ВАТС, с помощью которых пользователь может звонить и принимать звонки через интернет, может обрабатывать сотни вызовов единовременно, поэтому данная услуга предназначена в первую очередь для бизнеса, где необходимо оперативно управлять входящими звонками и распределять их между сотрудниками. "В настоящий момент юридические лица могут использовать с помощью ВАТС сотни номеров, однако нет возможности прозрачно отследить, какой конкретно сотрудник пользуется номером, что создает условия для реализации мошеннических схем", - считает зампред совета по цифровизации.
В своем обращении в Минцифры (есть в распоряжении ТАСС) парламентарий отмечает, что после принятия поправок в законодательство, обязывающих операторов мобильной связи предоставлять услуги только после проверки данных об абоненте, "мошеннический трафик с большой долей вероятности начнет перераспределяться и уходить из сим-боксов в другие каналы". В частности, как полагает Шейкин, один из таких каналов - это услуга виртуальной автоматической телефонной станции, которую предоставляют некоторые операторы фиксированной связи. "Таким образом, мошеннические звонки будут осуществляться с городской нумерацией, <...> [они] будут успешно проходить через ИС "Антифрод", так как подмена номера отсутствует. Таким образом, для операторов фиксированной связи ввиду использования ВАТС необходимо ввести такие же требования, как и для юридических лиц с sim-картами", - говорится в обращении.
Кроме того, в документе указывается на назревшую "необходимость переосмысления модели межведомственного взаимодействия между операторами связи и правоохранительными органами, целесообразность создания TeleCERT - государственной информационной системы, которая объединит в себе взаимодействие операторов, банков и правоохранительных структур" с целью противодействия мошенничеству.