МОСКВА, 30 сентября. /ТАСС/. Коллекторские службы с момента признания должника банкротом будут лишены права требовать с него уплаты долгов. Коллекторы считают, что на их бизнесе норма о банкротстве физических лиц не скажется.
Вступающий в силу с 1 октября закон о банкротстве физических лиц дает право гражданам, не имеющим возможности платить по долгам, объявить себя банкротами. В новом статусе должник будет расплачиваться с кредиторами теми деньгами, которые выручит от продажи имеющегося у него имущества, и не более. Платить по кредитам сверх собранных от торгов средств банкроту не придется.
В Минэкономразвития, которое является одним из разработчиков законопроекта, ТАСС сообщили, что деятельность по взысканию долгов будет осуществляться и после вступления положений закона о банкротстве граждан.
"Объем рынка таких услуг будет непосредственно зависеть от изменения объема рынка кредитования, - пояснили в МЭР. - В случае же возбуждения дела о банкротстве гражданина коллекторские агентства, которым были уступлены права требования, или являющиеся представителями кредиторов, будут такими же участниками дела о банкротстве, как и любые другие кредиторы, действующие в строгих рамках установленных процедур".
У коллекторов мало должников-банкротов
"Добиться права признать себя банкротом сможет далеко не каждый должник. Таким образом, неверно полагать, что все должники с первого октября 2015 года обратятся к финансовым управляющим, через два месяца будут признаны банкротами и у нас в стране не останется ни одного должника", - рассуждает президент коллекторского агентства "Секвойя Кредит Консолидейшн" Елена Докучаева.
По ее мнению, процедура банкротства не будет носить массовый характер, так как направлена в первую очередь на помощь тем, кто действительно оказался в безвыходной ситуации и других возможностей выйти из "долговой ямы" у него нет. "Таким образом, вступление закона в силу вряд ли кардинально негативно скажется рынке коллекторских услуг", - отмечает Докучаева.
Генеральный директор "АктивБизнесКоллекшн" Дмитрий Теплицкий также считает, что закон о банкротстве в том виде, который есть сейчас, не окажет серьезного влияния на коллекторский рынок. "Доля должников с суммой задолженности от 500 тыс. рублей составляет не более 4-5% (400-500 тыс.) от общего количества должников по банковской системе, из которых по нашим оценкам лишь 20-30% готовы инициировать процедуру банкротства", - отмечает Теплицкий.
Тенденция к росту суммы среднего долга есть. Так, если в прошлом году она была на уровне 60 тыс. рублей, то в текущем уже составляет порядка 80 тыс. рублей, отмечает эксперт. "До "массовости" банкротства еще далеко, даже с учетом нескольких кредитов", - отмечает Теплицкий.
Банкротство - сложная процедура
То, что закон о банкротстве физических лиц не повлияет на коллекторский бизнес, считает и генеральный директор коллекторского агентства "М.Б.А. Финансы" Виктор Воденко.
"Высока вероятность того, что реализация механизма банкротства на практике будет сложной, противоречивой и, следовательно, малоэффективной, особенно в первые годы. Поэтому востребованность коллекторских услуг у кредиторов не уменьшится, - говорит Воденко. - Уже два десятилетия в нашей стране существуют механизмы судебного и исполнительного производства. Однако в силу низкой эффективности данных инструментов для возврата массовых беззалоговых розничных кредитов кредиторы активно пользуются услугами коллекторских агентств".
В свою очередь заместитель председателя правления агентства "Сентинел" Александр Савинов полагает, что реализация данного закона позволит немного снизить социальную напряженность, но, к сожалению, не увеличит объем взыскания просроченной задолженности. Сокращение объема взыскиваемой задолженности соответственно приведет к снижению доходов коллекторских агентств, говорит Савинов.
Коллекторы - продавцы
По мнению гендиректора "Первого коллекторского бюро" Павла Михмеля, коллекторские агентства могут даже выиграть от закона о банкротстве физических лиц, если получат доступ к реализации имущества должника.
"Граждане, подавшие на банкротство, вынуждены будут прибегнуть к услугам независимых финансовых управляющих - членов СРО Арбитражных управляющих. Так как закон установил достаточно низкую планку вознаграждения для них в 10 тыс. рублей плюс 2% от реализованного имущества, то ожидать высокой заинтересованности со стороны арбитражных управляющих не стоит", - говорит Михмель. Он считает, что управляющие будут привлекать к процессу банкротств аутсорсинговые компании, в том числе коллекторские агентства. Таким образом, "частные" компании в лице коллекторских агентств через СРО получат доступ к реализации имущества должников", - отметил Михмель.