16 октября 2015, 15:06
Банкротство "Трансаэро"

Эксперты: технический дефолт по бондам "Трансаэро" может наступить 29 октября

ИТАР-ТАСС/ Юрий Смитюк

Авиакомпания терпит убытки уже три года подряд, а ее капитал по МСФО в конце прошлого года стал отрицательным

МОСКВА, 16 октября. /Корр. ТАСС Никита Жарков/. Технический дефолт по биржевым облигациям "Трансаэро" может наступить уже 29 октября, полагают опрошенные ТАСС эксперты. Цена биржевых облигаций БО-03 на 3 млрд рублей сейчас находится на уровне 3,72% от номинала, а оферта по этим бумагам установлена по номиналу и назначена на 29 октября текущего года. У "Трансаэро" нет средств для выплаты этого долга.

Авиакомпания терпит убытки уже три года подряд, а ее капитал по МСФО в конце прошлого года стал отрицательным - минус 52,6 млрд рублей на конец первого полугодия текущего года и минус 54,4 млрд рублей на конец 2014 года (по данным отчета за первое полугодие). Для держателей облигаций отрицательный капитал по МСФО - повод потребовать досрочного погашения, а если долги погашены не будут, держатели бондов могут попытаться взыскать долг в суде.

"Скорее всего, сначала будет зафиксирован технический дефолт. Либо будет что-то предложено держателям бондов, что, если и произойдет, то не сразу. Котировки сейчас отражают тот факт, что кредиторы понесут потери, поскольку вероятность получения средств инвесторами невелика", - полагает руководитель дирекции долговых рынков "Уралсиб Кэпитал" Дмитрий Дудкин.

На данный момент в обращении находится только два выпуска облигаций "Трансаэро", и оба выпуска бондов биржевые. При этом цена облигаций серии БО-02 на 2,5 млрд рублей (с погашением в декабре 2016 года и офертой в декабре 2015 года) составляла 1 сентября 92,04% от номинала, а за полтора месяца к настоящему моменту упала до 4,08% от номинала.

Цена облигаций серии БО-03 на 3 млрд рублей (с погашением в октябре 2018 года и офертой 29 октября) на 1 сентября была на отметке 93% и к 16 октября упала до 3,72% от номинала.

"Такие котировки свидетельствует о том, что инвесторы не ожидают погашения бумаги, а текущий новостной фон говорит о том, что у компании нет средств для погашения долга", - говорит главный аналитик группы анализа долговых рынков Промсвязьбанка Дмитрий Монастыршин.

В случае с "Трансаэро" возможен технический дефолт по облигациям, соглашается старший портфельный управляющий УК "Капитал" Андрей Вальехо-Роман. "Вопрос в том, как будут проведены переговоры с держателями бондов. Возможно, их уговорят не предъявлять бонды к оферте. Тогда технически возможно будет избежать дефолта", - сказал он.

Тем не менее, по словам управляющего, инвесторам не принципиально, будут или не будут бонды "Трансаэро" торговаться в состоянии технического дефолта, потому что компания, по мнению рынка, уже все равно банкрот. "Если не было бы подано исков о банкротстве, то технический дефолт стал бы поводом предъявить такие иски. А поскольку всем известно, что, по сути, компания уже банкрот, то технический дефолт ничего не поменяет", - отметил он.

Иски к "Трансаэро" уже подали компании, контролируемые "Роснефтью", и несколько аэропортов, в том числе Домодедово и Пулково. Кроме того, иск к "Трансаэро" на 5 млрд рублей подал "Аэрофлот". Общий долг авиакомпании составляет около 250 млрд рублей. Среди основных кредиторов назывались Сбербанк, ВТБ, ВЭБ, Газпромбанк и другие. Альфа-банк подал 16 сентября иск в арбитражный суд о взыскании с "Трансаэро" более $11,3 млн (около 735 млн рублей).

Также банк "ФК Открытие" подал иск в арбитраж к авиакомпании на 1,3 млрд рублей. В ходе международного инвестиционного форума "Сочи-2015" глава Сбербанка Герман Греф заявлял о том, что Сбербанк в перспективе намерен прибегнуть к процессуальному банкротству в деле с "Трансаэро".

Если компания не исполняет свои обязательства, возможны 2 сценария: реструктуризация или иск о банкротстве, поясняет Дмитрий Монастыршин из Промсвязьбанка.

"В теории в случае реструктуризации происходит эмиссия нового выпуска облигаций и держатели меняют бумаги дефолтного займа на новые бумаги. Прописывается срок обращения бумаги, с инвесторами проводятся встречи и компания обосновывает, что она в будущем сможет рассчитаться по новому выпуску с учетом того, что будет удлинен график погашения бумаги - он будет более плавным. А когда компания восстановит свои финансовые показатели, она сможет погасить свой долг", - объяснил эксперт процедуру реструктуризации облигаций.

Другой сценарий, когда компания не в состоянии выплатить обязательства по облигациям, предполагает, что держатели облигаций могут подать в суд иски о банкротстве компании по аналогии с банками. При этом держатели облигаций получат свои деньги в третьей очереди - после государства и банков- кредиторов.

Среди пострадавших держателей облигаций, вероятно, будет немало частных трейдеров, которые надеялись на благополучный исход ситуации с долгами "Трансаэро". По мнению Дмитрия Дудкина из "Уралсиб Кэпитал", биржевые облигации "Трансаэро" были достаточно ликвидными для своего класса и пользовались хорошим спросом со стороны частных трейдеров, небольших ПИФов и других мелких инвесторов. "Вероятно, это небольшие инвесторы, потому что, например, с начала октября в БО-03 прошел оборот в 68 млн рублей. Это очень маленький объем. При этом количество сделок на бирже большое - доходит до 400 сделок в день", - отметил он.