23 октября 2015, 14:14
RIW 2015

Гендиректор LeveL90: онлайн-решения могут помочь обновлению образования в стране

Сергей Фадеичев/ ТАСС

"Мы сейчас активно работаем над тем, чтобы создать решение для массового обучения русскому языку по всему миру с ключевым показателем 20 млн пользователей в течение пяти лет", - говорит Абдулнасыров

Айнур Абдулнасыров, основатель одного из крупнейших в России ресурсов для изучения языков LinguaLeo, основатель и генеральный директор образовательной онлайн-платформы LeveL90 в рамках RIW2015 рассказал о технологичных решениях в области образования, о необходимости создания российской "Технологической Долины",  импортозамещении в сфере ИТ и создании сети партнеров, которые совместно помогут поднять уровень образования в регионах.

- Давайте начнем с истоков. Почему вы решили заняться предпринимательством именно в области образования, тем более онлайн-образрвания?

Образование с детства играло важную роль в моей жизни. В школе я с удовольствием изучал английский, мечтал путешествовать. Увлекался математикой, физикой, участвовал в олимпиадах. Затем поступил в ВШЭ – самый интересный и современный ВУЗ в России, на мой взгляд. На втором курсе зарабатывал тем, что преподавал английский как частный репетитор.

Тогда же в "Вышке" (ВШЭ - прим. ред.) открылся первый в России бизнес-инкубатор, который организовал Дмитрий Репин. Он рассказывал истории про предпринимателей, которые делали большие и интересные компании. При этом они создавали бизнес красиво, честно, понятно и с внушительным результатом. Эти истории меня очень вдохновили, я прошел его курс "Предпринимательство: создание успешного нового бизнеса". Это была, наверное, первая в России подобная программа в рамках университета. Тогда мне и захотелось создать свою высокотехнологичную компанию. При этом в бизнес-инкубатор Вышки HSE-Inc я уже подался с идеей проекта "Клуб носителей языка" – моего первого бизнеса, который я открыл еще будучи студентом. Три года успешно развивал этот бизнес: у нас было около 150 преподавателей-носителей языка со всего мира и 12 языков для изучения с ними. Но к концу обучения я понял, что хочу идти дальше и создавать качественный, интерактивный массовый доступный онлайн продукт, который бы помогал людям увлеченно осваивать английский и в дальнейшем другие языки.

Тогда я писал выпускную дипломную работу на тему "Организационный дизайн и механизмы внутрифирменной координации" по книге Генри Минцберга "Структура в кулаке". В книге этого немецкого гуру менеджмента описаны пять форматов управления в организации – прямой контроль, как в армии, например. Стандартизация процессов – например, завод Генри Форда. Стандартизация операций, знаний, как в медицинских учреждениях, университетах. Стандартизация выпуска, как в дивизионных холдингах и франчайзинговых компаниях; стандартизация ценностей, как в некоммерческих организациях и политических партиях. И есть еще такая форма, которая называется “адхократия”, главный ведущий механизм внутрифирменной координации в ней – взаимное согласование. Взаимное согласование - это традиционная форма общения в гармоничной семье, в коллективе друзей и единомышленников. При такой форме управления есть лидер, он собирает специалистов разных областей (небольшая команда человек 5-7). При этом все отношения внутри команды горизонтальные. Это не значит, что там анархия, а, наоборот, каждый делает свое дело и несет за это ответственность, то есть каждый отвечает за свой кусок. При этом они много общаются, чтобы прийти к единому мнению, какое решение оптимальное, и даже используют для этого специальные инструменты интенсивного общения и согласования (технические). В итоге мы получаем сильные решения на пересечении экспертиз вовлеченных ответственных специалистов.

Генри Минцберг писал, что адхократия применяется в исследовательских лабораториях, киностудиях и в “маленьких компаниях Кремниевой Долины”. Он написал “Структуру в кулаке” в 1983 году, тогда эти “маленькие компании Силиконовой Долины” были новым феноменом. По сути, он раскрыл “секретный соус”. Даже в самой долине ей, на мой взгляд, не уделяют достаточного внимания. В России же об этом “секретном соусе” толком никто и не знает, а ведь именно такая модель нужна для создания успешной, продуктивной ИТ компании. Я это осознал. Именно эту форму организации я создал в первом бизнесе "Клуб носителей языка" в общем виде, а потом применил при старте и в развитии LinguaLeo. При такой форме взаимодействия каждый член команды берёт на себя ответственность, стремится к максимальному качеству, результату и все это базируется на здоровых ценностях и сохраняется принцип "мысли глобально, действуй локально". Все это в совокупности позволяет создавать компании мирового уровня. LinguaLeo, на сегодняшний день, конкурирует с иностранной платформой по изучению языков Duolingo. И по метрикам качества, которые можно посмотреть на открытом источнике на Alexa.com, у LinguaLeo более высокие показатели. Но LinguaLeo находится в России, а Duolingo в США, то есть изначально компании развивались в разных условиях. И в России надо создать такие условия, чтобы появлялись глобальные компании российского происхождения. О таком “секретном соусе”, в том числе, я и хочу рассказать в курсе “ИТ-предприниматель уровня 90”, который мы размещаем на LeveL90.ru

- Получается, вы считаете себя сподвижником импортозамещения?

Да. И LinguaLeo – это российская компания. Мы сейчас активно работаем над тем, чтобы создать решение для массового обучения русскому языку по всему миру с ключевым показателем 20 млн пользователей в течение 5 лет. Мы за то, чтобы поддерживать каждый язык, то есть мы за мультиязычность. И в этом смысле LinguaLeo – это мультиязычный и мультикультурный образовательный продукт. В целом я осознал, что мое призвание – это образование, и нужно создавать качественные технологические решения в этой области. При этом самое главное - обучать людей, вкладываться в человеческий капитал. Ведь за каждым проектом стоят конкретные люди: лидеры, специалисты в своей области. И именно от них зависит будущее того или иного проекта. Поэтому очень важно давать им качественное образование, которое позволит им создавать востребованные на глобальном уровне продукты.

- А на базе какого проекта вы решили это реализовать?

На базе онлайн платформы LeveL90 (резидент ИТ-парка Казани), которую мы начали делать весной, а сейчас уже имеем закрытую альфа-версию. Первый фокус в образовательной программе сделан на обучении ИТ-предпринимателей, потому что именно эту проблему и потребность сегодня в стране я наиболее остро чувствую. Но потом я понял, что нет смысла делать только для предпринимателей, а нужно сразу создать образовательный продукт, доступный для учителей, школьников, студентов, людей разных профессий, то есть масштабировать продукт как образовательную площадку для всей русскоязычной аудитории, потому что обучение затрагивает все сферы жизни, одно подтягивает другое. Причем наша цель – сделать продукт массовым и доступным. Иными словами, этот продукт в силу своей простоты и интуитивно понятного использования будет доступен как пенсионерам, так и детям, и всем между ними. Для этого знания должны даваться в интерактивной форме с применением современных технологий из индустрии компьютерных игр и современных медиа (кино, интерактивные форматы) – без этого сегодня никак, ведь нужно конкурировать за внимание пользователя. У нас уже есть подобный опыт на примере LinguaLeo, и теперь все это знание я готов переложить в LeveL90, тем самым, создать решение, которое может помочь повысить уровень образования в России. Конечно, мы думаем глобально и о других рынках, но, во-первых, мы – российская компания, а, во-вторых, нас прежде всего интересует обучение русскоязычной аудитории, здесь будут жить наши дети.

- Что именно на данный момент вы предлагаете в рамках проекта LeveL90?

На данный момент мы запустили программу "Тройной пакет помощи ИТ-предпринимателю", который включает в себя "101 вопрос практикам технологического предпринимательства": пользователи могут задать свои вопросы практикам ИТ-индустрии, которые лично на них ответят. Получить доступ в альфа-версию онлайн курса "ИТ-предприниматель уровня 90" на платформе LeveL90, а также вебинар-курс "10 уроков от мастеров ИТ-бизнеса".

Фокус учебной программы – подготовка специалистов ИТ-индустрии: предпринимателей, дизайнеров, интернет-маркетологов, хакеров роста, специалистов по продажам, внешним коммуникациям, разработчиков, инженеров. Если подобного не делать, то в России не получится создать технологичную долину и развить ИТ-отрасль до мирового уровня. А мне важно, чтобы в России развивались технологии и была создана технологическая долина, тогда будут условия для развития LinguaLeo и других моих проектов. Ядро российской технологической долины я вижу в "Иннополисе" (новый город и особая экономическая зона в Республике Татарстан). Кстати, LeveL90 прошел отбор набсовета Иннополиса 7 сентября. Но такие технологические кластеры должны создаваться и в других городах России, при этом все они должны быть связаны как-то. Именно за технологиями будущее нашей страны. А для этого нужно готовить грамотных специалистов, давать качественное образование. Такое решение мы и реализовываем. Причем мы хотим использовать не только онлайн решение LeveL90, но и более приземленные к оффлайну форматы: групповые вебинар-лекции, оффлайн встречи на площадках партнеров, чтобы создавать профессиональные сообщества. Мы хотим запустить оффлайн часть под брендом Центр КОТ (центр культуры, образования и технологий). И для этого мы будем привлекать ведущих практиков и экспертов отрасли для передачи качественных знаний.

Кстати, очень многие ВУЗы в регионах не имеют курсов обучения для ИТ-специалистов, это "оголенные" регионы. Именно поэтому онлайн-образование сейчас в этой сфере может позволить "залатать" эти дыры. Но мы не намерены ограничиваться только ИТ сферой. Планируем в будущем запустить курсы в 5 областях: по базовым школьным предметам (“Математик уровня 90”), нужным профессиям (“Строитель уровня 90”), про семейные ценности, социальные роли и деловые отношения (“Мама уровня 90”, “Командный игрок уровня 90”, здоровый образ жизни, спорт, питание (“Футболист уровня 90”), культуру, искусство и философию (“Знаток живописи уровня 90”). Слоган LeveL90 – курсы для человека.

- А во сколько вы оцениваете интернет-образование в России?

Потенциальная емкость рынка онлайн-образования - 1,5 млрд рублей, согласно исследованиям консалтинговой компании Merku.

- Это потенциально, потому что рынок еще не создали, правильно?

Рынок есть, но на данный момент доля освоения потенциала рынка около 29%. То есть оборот рынка 400 млн рублей. Поэтому точки роста есть. И наша задача - предложить качественный продукт этому рынку. В долгосрочном периоде рост интереса к образованию и самообразованию существенно увеличит и объемы рынка. За 5 лет мы планируем достигнуть 10 млн пользователей, прошедших хотя бы один курс на платформе LeveL90. И мы готовы сотрудничать с профессионалами,  экспертами разных областей знаний, а также вузами и другими учебными заведениями. И призываю откликнуться тех, кому созвучно то, что мы говорим и делаем, чтобы в сотрудничестве достигать более качественных результатов.

- Планируется ли сотрудничество с госорганами?

Да, мы очень заинтересованы сотрудничать с институтами развития, с госорганами. Как вы знаете, сейчас развивается формат сотрудничества частных и государственных учреждений в рамках программы Национальная технологическая инициатива (НТИ). До 2016 года АСИ и РВК должны провести экспертизу "дорожных карт" по рынкам AeroNet, AutoNet и NeuroNet. Мы считаем необходимым ввести также программу EduNet, связанную с образованием. И готовы активно сотрудничать по данной инициативе. Нужно обновлять систему образования в стране через такие подходы и Национально технологическую инициативу EduNet. Вчера, на RIW 2015, на дискуссионной панели “Образование и интернет” мы как раз и пришли к такому выводу и вызвались создать рабочую группу для развития этой темы с участниками рынка и регуляторами. При этом важно всем сотрудничать. Нужно всем объединиться и каждому прилагать усилия, чтобы создать по-настоящему качественную систему образования в стране.

Беседовала Надежда Геращенко 

Теги:
RIW 2015